БЕРЛИН УМИРАЛ ОТ ЛЮБВИ И ЖАЖДЫ

В минувшую субботу столичный район Тиргартен пропах пивом и жареными сосисками. По-другому и не могло быть в Берлине, поскольку стояла почти московская жара, а восемьсот тысяч человек доходили в танцах почти до изнеможения под ревущую музыку в стиле "техно".

Нынешний "парад любви" собрал почти вдвое меньше участников, чем в прошлом году, но это никак не отразилось на общей картине веселья преимущественно молодых людей, окрасивших свои волосы и лица во все цвета радуги, напяливших невероятных фасонов одеяния, а порой, наоборот, раздетых до либеральной грани приличия. Впрочем, агрессивно сексуальной наготы мне за несколько часов созерцательного участия в этой тусовке видеть не довелось. "Парад любви" в этом смысле прошел на вполне пристойном уровне.
Думаю, нигде так легко журналистам не доставались интервью, ибо тысячи людей сами стремились к многоликому общению, видя в этом одну из главных целей своего отвлечения от будничных занятий и хлопот. Правда, милая студентка из Штутгарта Клара сказала мне совсем в духе наших былых комсомольских митингов, что приехала "продемонстрировать свою решимость бороться за мир и дружбу народов". Услышавшая нашу беседу 20-летняя Николь из городка Норден на севере ФРГ с улыбкой возразила: "А мы с подругами притащились просто потанцевать и повеселиться".
Не политическая демонстрация, а увеселительное мероприятие - разница для организаторов "парада любви" вовсе не словесная. Девять лет сенат - столичное правительство - считал эту гигантскую встречу молодежи событием политическим и принимал на себя все расходы по поддержанию порядка, организации уличного движения и уборке невероятного количества хлама, оставляемого "энтузиастами любви".
В нынешнем году сенат отказался признать встречу "политической". Последовала цепь шумных протестов и разбирательств. Но административный суд Берлина, затем еще несколько инстанций и, наконец, Конституционный суд ФРГ категорически приняли сторону столичного правительства, и теперь все расходы, а это около 1,5 миллиона марок, придется нести учредителям "парада любви". К тому же из четырех главных спонсоров трое отказались от обещанного, а богатая фирма Телеком решительно урезала свои пожертвования.
В принципе произошло вполне ожидаемое, поскольку в других городах мира "парады любви" проводятся как коммерческие встречи, за исключением очень скромного "парада" в Вене. Немцы научились хорошо готовиться к таким многотысячным тусовкам. 31 человек дотанцевался до больницы, но без серьезных для себя последствий. Еще 310 раз "скорая помощь" в составе 900 человек, сопровождавшая участников на каждом шагу, занималась просто мелочами. И у двух тысяч полицейских оказалось немного работы: стычек и потасовок не было вообще.
Так что "мир и дружба" царили на коммерческом мероприятии. "Все было великолепно, лучше, чем в прошлом году", - с восторгом поделился со мной впечатлениями 72-летний хормейстер Готхильф Фишер. Три часа он вносил элемент "стихийной организованности" в ошеломляющее веселье с борта "техно"-оснащенной машины "Музыкальный рай" и спускался в толпы танцующих: "В конце концов я чуть не умер от жажды, хотя со всех сторон мне протягивали пиво, кока-колу и прочие напитки". Опасения хормейстера можно понять - в прошлом году ему подсыпали "экстази", и неутомимый борец за радость бытия вырубился на восемь часов.