С тех пор прошел год. В деле появились обвиняемые, да и само оно со временем обросло клубком скандальных слухов. Сказать, что об убийстве просто забыли, было бы неточно. И в новостях упоминали, и в прессе писали... Да только все как-то не о том. Ведь смерть Дмитрия Михайловича - великая духовная потеря, а оказалась она в ряду обычной криминальной хроники. И разве такая "забывчивость" - не еще один, далеко не первый тревожный сигнал нашему обществу, остроте нашего нравственного чувства?
Дмитрий Балашов стремился в образах представить читателям не только достоверные исторические факты, но, живя в переломную эпоху, показывал в прошлом России нравственный образец нам, своим современникам, а значит, давал надежду на будущее. Балашов считал, что народ должен знать свою историю, и именно в этом - предназначение исторической прозы. Потому что неосмысленная критически, история приобретает круговое движение и неумолимо мстит. Это должно быть особенно понятно нам, живущим в так называемом "постсоветском" пространстве с грузом доныне нерешенных духовных, религиозных и политических проблем, берущих свое начало в прошлом.
Огромное значение Дмитрий Балашов придавал роли интеллигенции. Он приводил в пример просвещенных людей Киевской Руси, которые, несмотря ни на что, сумели передать хотя бы отсвет прежней культуры наследникам. Без их вклада и мы с вами, и наша история были бы совсем иными.
Дмитрий Балашов писал не забавные романы "из старой жизни", хотя его произведения читаются на одном дыхании. Он настоящий зодчий языка, созидающий, восстанавливающий великое и прекрасное здание русской истории. И все же главное, что отличает произведения писателя, - в другом. Правда во власти, искренность церковных иерархов, предназначение человека, его обязанности перед самим собой и потомками, преемственность культуры - вот те вопросы, которые интересовали Балашова и которые, несомненно, превращают его историческую прозу в Литературу.
В романе "Великий стол" Балашов писал: "От нас, живых, зависит судьба наших детей и нашего племени. История - это наша жизнь, и делаем ее мы. Всем народом творим, и каждый в особину тоже, всею жизнью своей постоянно и незаметно"... А так ли поступаем мы, ныне живущие?
Трагическая кончина писателя вызывает скорбь в каждой душе, открытой к состраданию. Но эта скорбь по ушедшему утолима. Утолима осознанием того, что Дмитрий Балашов сполна выполнил свое высокое предназначение, данное ему от Бога, и память о нем сохранится во многих поколениях. Неутолима же печаль о нас самих, уподобившихся "иванам, не помнящим родства", должным образом не отметивших гибели одного из самых выдающихся своих современников.
Перечитывая одно интервью Дмитрия Балашова, я был поражен - на обложке журнала, где оно было опубликовано, изображен Преподобный Серафим Саровский, Молитвенник за землю Русскую, ее Заступник перед престолом Небесного Царя. Имя Серафим значит "пламенный". Столь же пламенными были и проповеди, именно проповеди, а не "лирические отступления" писателя. И сокровенно звучат ныне слова князя Симеона Гордого, слова из ХIV века, заботливо донесенные до нас Дмитрием Михайловичем, звучат как завещание: "Дабы сохранился род и свеча не угасла"...