03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СНАЧАЛА ТРУД, А ПОТОМ УЖЕ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ

Труд - основа благополучия и для человека, и для государства. Увы, эта истина как-то подзабылась. В последние 15 лет жизнь отдельного человека и развитие страны оказались разведены. И только с начала 2000-х российское общество и власть стали осознавать, насколько важно поставить в центр внимания государства реальные проблемы и заботы людей. Чтобы каждый человек смог почувствовать на себе результаты достижений страны, укрепления ее позиций в мире, роста ее экономики и осознать свой вклад в ее достижения.

Данный подход нельзя отождествлять с иждивенчеством, со стремлением получить все от государства. У иждивенчества (как повелось у лежебок в народных сказках) нет перспектив в современном мире, но нельзя приклеивать этот ярлык к стремлению человека получать за свой труд достойную заработную плату, а впоследствии - достойную пенсию.
Возрастание внимания к проблеме трудовых ценностей обусловлено и задачами перехода от сырьевой экономики к экономике инновационной. Желание и умение работать должны поддерживаться не лозунгами, а цельной социально-экономической политикой. Образование, здравоохранение, трудовые права - по всем этим направлениям в мире идет жесткая конкуренция, которая выражается не только в "утечке мозгов" или других миграционных явлениях, но - в конечном счете - в обретении государством того или иного статуса в мире, в гарантиях будущего его граждан.
Для России задача осложняется еще и тем, что социальная политика во многом сталкивается с проблемами, которые годами не находили своего разрешения. Приоритетные национальные проекты обозначили решимость государства обратиться к таким проблемам. Но их круг, несомненно, нуждается в расширении. Необходимость социальной модернизации очевидна, как очевидно и то, что ее стратегия должна соответствовать интересам широких слоев населения. Выигрыш одних социальных групп или граждан не должен достигаться за счет потерь других. Эффективные преобразования не могут исходить из принципа "отнять и поделить". Нужна стратегия, позволяющая создавать новое: новые товары, новые услуги, новое качество. В ее пользу говорит и наш исторический опыт.
Вот почему сегодня так необходима государственная программа, план действий, который, исходя из его целей, можно назвать "Достойный, качественный и безопасный труд". Достойный - то есть с достойным уровнем заработной платы и при соблюдении работодателем прав работников. Качественный - значит высокопроизводительный, конкурентоспособный в мировом масштабе. Безопасный, потому что надо исключить ситуации, при которых ради прибыли предприятия могут быть поставлены под угрозу жизнь и здоровье человека. Цели такой программы должны включать в себя легализацию и рост заработной платы, а также обеспечение всемерного соблюдения трудового права. Необходимо поддерживать и развивать общенациональный рынок труда и единую систему занятости - условия существования единого социального пространства. Надо воссоздавать систему подготовки и повышения квалификации кадров: уже теперь многие отрасли, прежде всего высокотехнологические, испытывают большой дефицит квалифицированных работников. Очень важно планирование трудовых ресурсов, включая разработку и достижение целевых показателей. Среди уже предлагаемых: общий уровень безработицы - не выше 7 процентов; доля трудоустроенных после окончания профессионального обучения - не менее 75 процентов; сокращение числа пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих - не менее чем на десять процентов в год. Что касается последнего, то пора разработать систему штрафов для работодателей, не желающих заботиться о безопасности на своих предприятиях.
Следует создать систему, которая бы стимулировала повышение качества труда. Одним из таких стимулов, как известно, является заработная плата. В распоряжении государства есть два важнейших инструмента: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и повышение заработной платы в бюджетном секторе, что, безусловно, будет оказывать давление на рост фонда оплаты труда в целом по стране. Задачи по увеличению оплаты труда в бюджетном секторе поставлены президентом, и я полагаю, что минимальный ориентир - повышение в полтора раза - может и должен быть превзойден. О механизмах повышения депутаты сейчас ведут диалог с правительством, обсуждая проект бюджета-2007. По поводу МРОТ, помимо его увеличения, все чаще звучат веские доводы в поддержку модернизации самого понятия, такая необходимость действительно есть.
Вопрос о совершенствовании трудового законодательства не только поставлен - он начинает решаться. Депутаты стремятся к тому, чтобы на основе законодательных решений был сформирован общий, согласованный и последовательный, план действий органов государственной власти. Пока такого плана нет, и в этом еще одно основание для разногласий с правительством.
Тем не менее в весеннюю сессию Государственная Дума приняла блок поправок в Трудовой кодекс. Изменения должны вступить в силу 2 октября. С этого дня любая задержка заработной платы сразу же будет означать предоставление работнику компенсации за каждый день просрочки. В связи с увеличившимися зимними каникулами в Трудовом кодексе изменился коэффициент, применяемый для расчета среднего дневного заработка по среднемесячному числу календарных дней. Это приведет к увеличению сумм получаемых гражданами отпускных.
Мы отменили требование к работнику предупреждать работодателя о начале простоя в письменной форме. Работник теперь имеет право требовать от работодателя отчет о размерах его отчислений в счет будущей пенсии. Расширен перечень оснований выдачи выходного пособия работнику в размере двухнедельного среднего заработка. Усилены социальные гарантии гражданам, работающим у индивидуальных предпринимателей, а также тем, кто находится в постоянных разъездах и командировках. Повышена роль социального партнерства.
Среди принятых поправок немало изменений, которые могут показаться мелкими. Но это изменения, важные для целых профессий, позволяющие решить вопросы, которые ставились профсоюзами, неоднократно задавались депутатам в письмах и на встречах с избирателями. Говоря о программах государственного масштаба, мы не должны забывать об этих вопросах. Более того, самыми жизнеспособными оказываются как раз те программы, которые ориентированы на проблемы и интересы людей, наших избирателей, а не на отвлеченные теории.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников