ВАЛЕРИЙ ЗОЛОТУХИН: ТАЛАНТУ ОТМЕРЕНО СТО ЛЕТ

"66 не возраст: были бы молодыми мечты и стремления", - говорит недавний именинник Валерий Золотухин. Сейчас народный артист России с азартом снимается в картинах для молодых - взять хотя бы тот же "Дневной" и "Ночной" дозоры. На схожую аудиторию рассчитана и новая работа в комедии режиссера Романа Доронина "Парадокс".

МОЛОДЫЕ НЕ БЕЗДАРНЫ
- Вам легко работать с молодыми артистами?
- Они дерзкие, идут впереди прогресса. Ощущения, что они менее талантливы, у меня нет. Если говорить об актерском ремесле, то здесь учишься всему сам, ищешь путь к совершенству. Дорога эта лежит в том числе через беды, неприятности, неудачи. Но ты всегда должен знать: если что-то в работе не получается, виноват только ты сам.
- Не рождает ли недовольство собой профессиональные комплексы?
- Любого можно затюкать, и крылышки у него опустятся. Нужно уметь правильно выбрать людей, с которыми общаешься. Великий человек, общаясь с другими, внушает им уверенность, что и они могут стать великими. Такой личностью был Высоцкий. Он страшно радовался малейшему проявлению творчества другого человека.
- Вас в период становления больше хвалили или ругали?
- Мне везло на хороших людей. У меня были очень строгие педагоги. Они многого требовали. Режиссер Юрий Любимов такой человек: он хвалит крайне редко. Высшая его похвала: "Ты работал правильно". Я, когда шел работать к Любимову, изначально знал: планка у него очень высокая. Даже сейчас, когда иду работать, что называется, на сторону, к другому режиссеру, всегда думаю: что сказал бы Юрий Петрович, посмотрев на мою актерскую работу? То есть такой процесс ученичества навсегда, хотя я работал и с Леонидом Хейфицем, и с Анатолием Васильевичем Эфросом.
- Услышала от студента первого курса актерского факультета: "Я думал, актерская профессия сложнее! А оказывается, все просто: вышел, сыграл."
- Это действительно не так уж сложно - сыграть плохо. Один очень известный актер приехал играть антрепризу в провинциальный город. Его селят в местную гостиницу. Он ругается: "У вас что, ничего лучше нет?" Организаторы гастролей отвечают: "Здесь жили Абдулов, Табаков, им понравилось". Актер снова в крик: "Кто такие Абдулов и Табаков? Я - такой-то!" Кое-как уладили вопрос с гостиницей. Отправились в театр репетировать. А артист текста не знает, играет плохо. Принимающей стороне, провинциальным актерам, неудобно. Вроде как его знают по кино, он считается звездой. Но на самом деле нуль. Тут и хочется спросить: "А ты играть-то умеешь?"
Я СНОВА МЕДИА-ЛИЦО
- Один из главных залогов успеха для любого артиста - возможность сняться в знаковом фильме. Вы сыграли в блокбастерах нового времени - "Дневном" и "Ночном" дозорах. По поводу обеих кинолент было много споров...
- Для меня "Дозоры" стали переломом в смысле моего медиа-лица. Молодые зрители, которые не знали меня, вдруг стали узнавать на улицах, просить автограф. То есть роль моя, эпизодическая, стала очень знаковой. Что касается ругани, так и хорошо, что ругали. Оба "Дозора", на мой взгляд, действительно новое кино. Даже режиссура другая. Режиссер достаточно молодой, Тимур Бекмамбетов, очень быстро и конкретно ставит перед артистом задачу. Так же быстро он понимает, почему артист вдруг не может справиться с тем или иным заданием. Не можешь справиться - не будем терять время! Можно какие-то моменты поменять. То есть быстрый подход.
Я не призываю всем равняться на "Дозор"! Есть же и другое кино - "Мастер и Маргарита". Вообще - Бортко: "Собачье сердце", "Идиот". После их выхода на экраны зрители раскупили все произведения классики. Стало быть, читают, значит, не забыли люди русские буквы.
- Зритель в Москве и за ее пределами сильно изменился за последние лет 10-15?
- Расскажу, как ездил со спектаклями в село Быстрый Исток на Алтае. Там люди не видели профессионального театра более тридцати лет. И вдруг привезли спектакль "На дне" Горького. Я играл Луку. Страх испытал неимоверный! Потому что сцена в сельском клубе не приспособлена под театр. Кроме того, в голове вертелись мысли: что за публика? Способны ли эти зрители воспринять классику? Зал был полный, много молодежи. Я весь спектакль просидел за кулисами, прослушал, как зал принимал пьесу. Воспринимали все: юмор, философию. Это стал для меня такой великий праздник! Это была встреча с моим зрителем! Ты понимаешь, для чего живешь и работаешь.
Вообще, возвращаясь к теме нового поколения, не хочу роптать на молодежь. "Пришли иные времена, взошли иные имена", как говорил Евтушенко. Сейчас особенно сложно обо всем этом говорить, когда за короткий срок ушла плеяда великих: Ульянов, Лавров, Ростропович. Такие времена уже были. Я помню, почти в один год не стало Евстигнеева, Смоктуновского, Леонова, Борисова. И думаешь: действительно, приходят иные времена. И те, кто сейчас живет, кто помоложе, уже и не помнят таких имен, как Олейников, Грибов, Москвин, Крючков.
- К сожалению, не помнят.
- Ну почему к сожалению? Так устроен мир. И нас забудут. Это естественно. Все равно поколение, каким бы талантливым и замечательным оно ни было, помнят только ближайшие к нему сто лет. Даже самому талантливому человеку отмерено сто лет. Дальше идет забвение. Не может быть по-другому. Нынешний Миронов Евгений не хуже моего любимого Андрея Александровича Миронова. Но сравнивать два таланта - глупое занятие.