11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕБРЕЖНОСТЬ ИЛИ ЗЛОЙ УМЫСЕЛ?

Волпянский Павел
Опубликовано 01:01 26 Августа 2000г.
Это просто совпадение. Но за ним - эхо трагедии, накрывшей своим черным крылом наших северо-западных соседей. Тогда, 6 лет назад, поздним сентябрьским вечером на выходе из Финского залива в пределах видимости с рассыпанных вокруг островов на оживленной морской магистрали, связывающей Хельсинки, Санкт-Петербург и Таллин со Стокгольмом, Копенгагеном, Килем, Травемюнде и многими другими портами на Балтике, потерпел катастрофу и быстро затонул многотоннажный автопассажирский паром "Эстония".

Он следовал из Таллина в шведскую столицу. Посланный с его борта сигнал "SOS" не помог. Да, был шторм, но не сильнее десятков ему подобных, бушующих в этих широтах осенью. Банальным капризом погоды нельзя, как позже пришли к выводу, оправдать отсутствие координации в действиях спасательных служб Финляндии и Швеции. Надувные плоты, сбрасываемые с появившихся с запозданием вертолетов, падали куда угодно, только не туда, где из последних сил барахтались пассажиры, большая часть которых погибла от переохлаждения. За 28 минут все было кончено: пучина поглотила 856 человеческих жизней. Были среди жертв и россияне, но больше всего финнов и шведов.
Как и мы сегодня, жители всего североевропейского региона пережили в 1994 году мучительное смешение чувств - от отчаяния, безутешного горя до возмущения беспомощностью тех, кто отвечает за безопасность морского судоходства на Балтике, от сопереживания близким погибших до покаяния... Все привыкли к тому, что на балтийских паромных переправах, ставших неотъемлемой частью жизни в этой части мира, до этого за все послевоенное время не погиб ни один человек.
И вот сейчас к месту гибели парома прибыла очередная экспедиция аквалангистов - на этот раз американских. Известие для скандинавов ошеломляющее. Ведь еще недавно правительства Финляндии, Швеции и Эстонии согласились с требованием части родственников погибших на веки вечные оставить покоящийся на 86-метровой глубине корпус "Эстонии" в неприкосновенности, дабы не тревожить останки тех, для кого это огромное судно стало братской могилой. Обсуждались планы отсыпки поверх "Эстонии" своего рода саркофага из гравия и бетонных элементов. Корабли береговой охраны Финляндии взяли район катастрофы под особый контроль, чтобы не допускать самоуправного проникновения на затонувший паром "диких" групп аквалангистов, среди которых могут оказаться и просто воры...
Но есть и другая часть родственников погибших, которая настаивает на подъеме их останков, проведении идентификации личностей жертв с помощью методики сличения ДНК и захоронении опознанных - по христианскому обычаю - в земле. Проведенная опытными адвокатами экспертиза ситуации показала, что запрет на проведение каких-либо подводных операций носит скорее морально-этический характер, чем строго юридический: "Эстония" погибла в экстерриториальных водах и ни у одного из окружающих место катастрофы государств нет четкой правовой базы, чтобы препятствовать третьим странам в осуществлении попыток проникнуть на "Эстонию". Причем не только с целью подъема останков погибших, но и для того, чтобы разобраться во все еще вызывающих споры и кривотолки причинах этой ужасной морской катастрофы.
Подошедшее в район, где на дне Балтики близ финского острова Уте, но в международных водах покоится затонувший паром, судно с американскими аквалангистами стало на якорь. Возглавляющий экспедицию предприниматель Грэг Бемис заявил, что, как только позволит погода, которая сейчас мешает спуску на глубину видеоаппаратуры, способной работать в полуавтономном режиме, аквалангисты приступят к погружениям, невзирая на негативное отношение к этому замыслу со стороны властей Финляндии, Швеции и Эстонии. Правительства этих стран, а также власти России, Литвы, Латвии и Польши договорились не допускать к корпусу судна подводных исследователей. Американцы с этим запретом не согласны, считая, что он не может распространяться на государства, не подписавшие этот документ. Несколько позже в акваторию вошел германский буксир. Он будет оказывать подводникам техническое содействие. Плавсредства гостей, которых здесь явно не очень радушно встретили, находятся в окружении финских и шведских катеров береговой охраны.
Члены американской группы океанологов некоторое время назад объявили о своем несогласии с выводами трехсторонней финско-шведско-эстонской комиссии, заключившей, что катастрофа парома произошла из-за рокового совпадения ряда технических неисправностей. Заокеанские и немецкие специалисты во главу угла ставят версию о злом умысле неизвестных пока лиц, повлекшем за собой катастрофу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников