04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАРИЧОК ЕЩЕ ПОСКРИПИТ

Рак Любовь
Опубликовано 01:01 26 Августа 2000г.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже железнодорожный мост через Енисей получил Гран-при - вместе с Эйфелевой башней. Малой золотой медали тогда был удостоен и инженер Евгений Кнорре. Теперь легендарный мост, верой и правдой отслуживший 100 лет, может исчезнуть, что называется, с лица земли.

В 90-х годах прошлого столетия, когда приступили к прокладке Великого пути - Транссибирской железнодорожной магистрали, руководствовались прежде всего указанием тогда еще наследника и будущего императора Николая II вести "постройку Сибирского рельсового пути дешево, а главное, скоро и прочно". Мост через Енисей наглядно демонстрирует, что начальство в те времена слушались. Рассчитанный на 50-60 лет службы, он простоял сто, перенес на своих "плечах" огромное количество грузов.
- В 1899 году мост был официально открыт, а годом позже стал участником выставки, - рассказывает Константин Шумов, директор Красноярского центра по охране и использованию памятников истории и культуры. - Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке, имеющим ширину пролетов больше 135 метров. Он выполнен из высококачественного железа, конструкция - клепаная, причем качество этой клепки - уникальное. Кроме того, он очень красивый - ажурные арки радуют глаз.
В 1986 году постановлением Красноярского крайисполкома мост был объявлен памятником истории и культуры Красноярского края и внесен в государственный список таких объектов. По роковому стечению обстоятельств в том же году Ленинградским НИИ был разработан проект разборки моста через Енисей по причине его естественного старения. Оба решения, принятые практически одновременно, умудрились никак не пересечься, да и никаких реальных действий тогда не последовало. Мост продолжал трудиться, и только в 99-м году, когда для движения его закрыли и на глазах изумленной публики приступили к мероприятиям по разборке, специалисты, общественность забили тревогу.
В Красноярске под эгидой мэра города Петра Пимашкова был создан комитет по спасению памятника, в него вошли самые разные специалисты. Были представлены сотни проектов сохранения моста. Предлагалось превратить мост в автомобильный или прогулочно-пешеходный - пускать там красивые паровозики, открыть небольшой ресторан. Или - оставить железнодорожным, но только под пригородные электрички. А на худой конец - вообще продать, целиком или по частям, куда-нибудь в США, в парк, который экспонирует чудеса со всего света.
Как полагают специалисты, больше склонные не к эмоциональным, а к прагматичным решениям, наиболее вероятный вариант все-таки - сохранить мост не целиком, а частично. Перенести, скажем, два пролета с тремя опорами в какое-нибудь место отдыха горожан, поставить мост, например, между енисейскими островами или вообще на землю. Использовать его в качестве полуаттракциона, рядом соорудить павильон, в котором рассказывали бы историю моста, демонстрировали макет - он, кстати, хранится сейчас в Петербургском музее железнодорожного транспорта. А часть оставшегося металла можно было бы пустить на сувениры, понаделать мини-макетов с оттиском парижской медали, продавать их и зарабатывать на этом деньги. Что бы там ни напридумывали, любой вариант в деньги как раз и упирается. Только на капитальный ремонт моста, по самым скромным прикидкам, требуется 20 миллионов долларов.
- Чтобы попытаться найти средства у правительства России, - говорит Константин Шумов, - мы решили доказать, что мост следует объявить памятником не только краевого, но и федерального значения. Наши предложения, которые мы направили в Министерство культуры, остались, увы, без ответа. При содействии губернатора Александра Лебедя мы отправили документы в Московский комитет ЮНЕСКО и в Парижскую штаб-квартиру. Отреагировали они молниеносно, полтора месяца назад в Красноярске побывали их представители, а пару недель назад нас познакомили с готовым решением. Мост включен в предварительный список всемирного наследия, а всего таких списков два. В первом, основном, согласно которому ЮНЕСКО и работает, не может быть больше 500 объектов (там, кстати, есть Кремль с Красной площадью, парковая зона пригородов Петербурга, храмы Новгорода, Кижи). Но, чтобы попасть туда, надо для начала побывать в списке предварительном - в течение 3-5 лет. За это время страна-участница, то есть Россия, совместно со специалистами международной организации должна провести серьезную экспертизу и частично ее оплатить. По результатам экспертизы памятник либо внесут в главный список и за счет различных фондов всего мира будут заботиться о его сохранении, либо - скажут ему последнее "прости".
Уже хорошо, что в течение как минимум трех лет, пока экспертиза не будет закончена, никто не имеет права мост тронуть, потому что это уголовно наказуемо. Значит, 100-летний старичок еще поскрипит.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников