УЧИСЬ, СТУДЕНТ, КАК НАДО ЗАРАБАТЫВАТЬ

Времена, когда студенческие годы были символом безделья и безмятежности, давно миновали. По статистике 80 процентов российских студентов нацелены на то, чтобы совмещать работу с учебой. И если раньше работающий студент считался своего рода экзотикой, то сегодня в стране сложилась целая система трудоустройства для тех, кто не желает сидеть на шее у родителей.

Несмотря на общеизвестный факт, что работодатель предпочитает опытные кадры, прогнозы для молодых искателей работы в столице довольно благоприятные. Уровень молодежной безработицы в Москве весьма низкий в отличие от многих европейских столиц. В общей структуре он не превышает 15 процентов, в то время как во многих странах Средиземноморского бассейна и во Франции среди безработных больше половины составляет молодежь до 25 лет. Во многом это объясняется тем, что молодым наши работодатели рады всегда больше, чем людям старше 45 лет.
Вот основные сферы, в которых молодежи и студентам найти работу не так уж сложно.
РЕСТОРАНЫ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ
Это особая ниша на рынке труда, где востребованы исключительно молодые "трудовые ресурсы". Согласно статистике около 80 процентов работников ресторанов "фаст-фуд" - студенты. Сменный график позволяет совмещать работу с учебой, а почасовая система оплаты - в дни экзаменов или особо важных лекций отрабатывать меньшее количество часов. Кроме того, работу в этой сфере можно найти практически всегда, так как список столичных ресторанов быстрого обслуживания постоянно расширяется. Быстрое продвижение по службе способствует освобождению рядовых вакансий. Наблюдается и естественная текучесть кадров - студенты завершают свое обучение, устраиваются по специальности, на их места приходят новые сотрудники.
Есть два типа организации труда в современных ресторанах быстрого обслуживания. В первом обязанности разделены на кассиров, поваров и т.д ("Русское бистро"). Второй тип, пришедший к нам с Запада, предполагает, что все сотрудники - члены комплексной бригады, выполняющие универсальные функции ("Макдональдс", "Ростикс"). Первый вариант больше подходит тем, кто не терпит излишней спешки и суеты, второй - шустрым, оптимистичным, безболезненно переносящим слишком тесное общение с людьми.
Месячный заработок в "фаст-фуде" - в пределах 250 долларов.
Плюсы: "скользящий" график и, как правило, бесплатные обеды.
Минусы: отсутствие "престижности".
РЕСТОРАНЫ
В отличие от сферы "фаст-фуд" заработки здесь более высокие, в первую очередь у официантов. Поскольку большую их часть составляют чаевые, то размер заработка напрямую зависит от расторопности и доброжелательности официанта. Поэтому в эту профессию лучше не идти "букам" и мизантропам. Студенты таких специальностей, как маркетинг и менеджмент в сфере общественного питания, могут рассматривать эту работу как первую "ступеньку" в ресторанном бизнесе.
Месячный заработок: у хорошего официанта он в несколько раз превышает размер оклада.
Плюсы: возможность каждый месяц иметь в кармане несколько сотен долларов.
Минусы: работа физически тяжелая (полный поднос может весить 10-15 кг - посчитайте, сколько подносов надо отнести за вечер); для большинства - работа временная, никак не связанная с будущей специальностью.
Помимо официантов, рестораны сегодня испытывают потребность в хороших администраторах зала, которые встречают гостей ресторана, провожают их до столика, отвечают на возможные вопросы о работе ресторана. Главные качества - миловидность и приветливость. "Хозяйка зала" зарабатывает меньше официантов - 250 - 400$.
БОУЛИНГ-КЛУБЫ
Этот вид досуга активно развивается, и устроиться инструктором по боулингу в каком-нибудь клубе вполне реально. Что делает инструктор? В его ведении - полный цикл работы с гостями на дорожке: он объясняет правила игры, помогает подбирать шары, но главная его задача - вызвать у человека интерес к игре. Первое требование к кандидату - коммуникабельность, приветствуется знание азов игры, а в некоторых клубах вас могут обучить "с нуля".
Месячный заработок: порядка 250$.
Плюсы: возможность приобщиться к миру развлечений.
Минусы: в основном те же - отношение к работе как временному месту.
САЛОНЫ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Это работа для тех, кому нравится быть причастным к последним новинкам техники и обсуждать с друзьями достоинства какой-либо модели телефона или ее отличия от другой. А если вы еще и в состоянии также подробно, без раздражения рассказать все, что знаете сами, дотошному покупателю и ответить на все возможные "глупые вопросы", то стоит попробовать себя в качестве продавца-консультанта по продаже сотовых телефонов.
Месячный заработок: от 350$ (в сезон до 700).
Плюсы: возможность карьерного роста.
Минусы: напряженный график. Салоны работают до 22 часов, поэтому, если вас примут на работу (многие компании все-таки не хотят "связываться" со студентами), вам придется пропускать занятия.
ПРОДАЖИ
Профессия "менеджер по продажам" бьет сегодня все рекорды по востребованности. Возрождение отечественного производства и сохранение высокого интереса к импортным товарам позволяет прогнозировать сохранение потребности в "продажниках". Больше всего шансов получить эту работу, конечно, при наличии определенных качеств именно у молодых и энергичных.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Можно только позавидовать человеку, который имеет способность к общению с высокотехнологичным продуктом, а если он и получает образование по этой специальности, то за его профессиональное будущее можно не бояться - "айтишники" сегодня в цене. И, как считают специалисты, - в ближайшие 10 лет безработица хорошему программисту или web-дизайнеру не грозит.
ВРЕМЕННАЯ РАБОТА
Если вы относитесь к тем студентам, которые считают, что работа вредит учебе и полноценной студенческой жизни, или вы действительно очень напряженно учитесь, а карманные деньги нужны, есть несколько вариантов временных заработков.
1. Не реже чем раз в сезон многие компании проводят рекламные акции, набирая для участия в них временных сотрудников. Это неплохой шанс для молодых людей от 16 лет. Предпочтение при наборе отдается энергичным и общительным, способным легко обратиться к незнакомому человеку. Как правило, работа заключается в том, чтобы раздавать листовки с рекламой компании перед входом в магазин. Можно заработать от 10 до 20$ в день, если сможешь долго "держать" улыбку. Кстати, эту работу можно рассматривать и как возможность устроиться в компанию на постоянной основе, если хорошо себя проявишь, конечно.
2. Золотое правило торговли гласит: если покупатель попробовал твой продукт - это уже половина успеха. Осознав это, все больше российских компаний организуют промоушн-акции. Хотя эта профессия считается не слишком престижной, зато по сравнению с офисной она намного живей и интересней. Кроме того, любая девушка будет в восторге от того, что она привлекает внимание (где еще завяжешь столько знакомств?). Впрочем, востребованы не только девушки с яркой сексуальной внешностью. Например, для продвижения продуктов питания и хозяйственных товаров больше подходит "домашняя девушка". Оплата - в среднем 5$ в час, плюс возможность бесплатно попробовать продукт, который ты "промоутируешь".
3. Есть такая организация - Всероссийский центр исследования общественного мнения. Возможно, там вам предложат поработать внештатным интервьюером на улице или по телефону. Ваша задача - опрашивать граждан, чтобы потом по этому материалу можно было сделать некий анализ. Например, какую зубную пасту предпочитает среднестатистический гражданин, и сколько тюбиков он употребляет в месяц. Однако для этой работы необходимы настырность и отсутствие стеснительности, поскольку вам неоднократно придется столкнуться с отказами. Оплата - от 5 рублей за одного опрошенного по телефону до 30 - лично.
Временную работу можно поискать в Интернете, на сайте www.cco.ru. Там вы не только сможете ознакомиться с предложениями работодателей, но и разместить свои данные. Здесь вполне можно найти работу курьера, продавца, промоутера, подсобного рабочего или мастера по ремонту компьютеров.
Более амбициозные студенты непременно воспользуются возможностью пройти зарубежную стажировку. Сегодня это вполне реально, если ваша специальность связана с фундаментальными науками и естественными специальностями (химия, биология) и техникой и информационными технологиями. Помочь найти работодателя и оформить поездку может агентство "Стар Травел", представитель компании "Counsil Exchange" в России (подробности на сайте www.workstudent.ru). Главное условие - знание английского языка на разговорном уровне. Стажироваться можно начинать с 3-го курса, и уже поздно, если прошел уже год с момента окончания института. Начать можно с самостоятельного поиска своего работодателя. В институте и на кафедре вы наверняка сталкивались с представителями компаний, которые ведут исследовательскую деятельность - они могут нуждаться в сотрудниках. Заработки довольно высокие, исчисляющиеся четырехзначными цифрами в долларах. Официально студент может стажироваться в американской компании до полутора лет.
Таким образом, современный студент имеет все шансы обойтись без нищеты и недоедания, через которые когда-то проходили его родители. Главное - захотеть трудиться, а найти работу по душе - это уже дело времени и настойчивости.