СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН: НАМ НУЖЕН ГЛОТОК НАДЕЖДЫ

Новый фильм Станислава Говорухина "Благословите женщину" первыми увидели в широком прокате одесситы. В Москве его покажут в День кино, 27 августа, потом - в Санкт-Петербурге, Киеве, Минске...

- Станислав Сергеевич, одну из своих первых лент - знаменитую "Вертикаль" - вы ведь тоже снимали в Одессе?
- Это было почти четыре десятилетия назад. Я приехал в Одессу работать над двумя короткометражками, а тут предложили горящий сценарий "Мы одержимые". Эту муру переписали заново, но получилась такая же муть. Пока нас не осенило пригласить Владимира Высоцкого. И получилась поэма о горах и альпинистах. Несмотря на примитивный сюжет, картина была очень звучной в то время. Главное, что она жива по сей день, в основном, конечно, из-за песен Высоцкого.
Многие профессиональные альпинисты потом хвалили нас за правдивость и дух романтики, за то, что не так сильно наврали - в отличие от американской картины "Скалолаз", где Сталлоне умудряется одной рукой держать кого-то над пропастью, а сам цепляется за скалы пальцами другой...
- Вы по профессии геолог, - наверное, это тоже добавило фильму достоверности?
- Не в этом дело, хотя по первому образованию я действительно геолог. Не все получилось, как хотелось, было мало времени. "Вертикаль" едва успели сдать до нового 1968 года. Худсовет ее одобрил за полтора часа до боя курантов! А потом еще полтора месяца доделывали...
Помню, в будни нашей съемочной группы ворвалась трагическая ситуация: на одном из ледников погиб альпинист, люди боролись со стихией, пытаясь вырвать у гор тело погибшего друга. Мы стали не только свидетелями мужества восходителей, но и их добровольными помощниками. Образ сражения, боя был тогда самым точным - вошел в текст первой же песни: "Опасный, как военная тропа..."
- "Вертикаль" дала толчок популярности Высоцкого?
- Быстро вышла его первая пластинка: он стал магнитофонным поэтом и певцом. Более того, сразу после выхода фильма группа альпинистов покорила на юго-западном Памире безымянную вершину высотой 6200 метров и назвала ее "Пик Владимира Высоцкого". Спустя три года я снимал на Кавказе, в том же Басарском ущелье, другой фильм об альпинистах, но уже военной тематики - "Белый взрыв". Тогда мы каждый день боролись... с песнями Высоцкого. Ровно в семь утра кто-то на полную мощь врубал его записи, и на всю округу через громкоговоритель разносилось: "Здесь вам не равнина, здесь климат иной..." Мы затыкали уши ватой, накрывали головы подушками. Доходило до того, что я не выдерживал и стрелял из винтовки по электропроводам. Полчаса удавалось еще поспать, но меломаны быстро находили обрыв...
- Ваша последняя совместная работа с Владимиром Семеновичем - картина "Место встречи изменить нельзя" тоже снималась на Одесской киностудии...
- Некоторые критики скептически к ней отнеслись, называли "какой-то милицейской картиной". Но фильм стал народным... Аналогичная ситуация была с работой Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Когда лента вышла, коллеги от него отвернулись. А выдающийся советский режиссер Юлий Райзман на собрании "Мосфильма" сказал: "Ну, что будем делать с этим фильмом? Это же позор!.." Но "этот позор" получил "Оскара", его за год посмотрели 90 миллионов зрителей...
- И вот вы опять в Одессе, почему?
- Помните одного из кумиров 70-х годов минувшего столетия, знаменитую писательницу Елену Венцель, известную под псевдонимом Грекова? Она - доктор наук, математик, автор учебников, по которым по сей день учатся студенты... В свое время она часто отдыхала в Одессе, на даче, расположенной на Большом Фонтане. Здесь она написала одну повесть о русской женщине, жене красного командира, история которой начинается в 1935 году. Женщина, ставшая прототипом героини, проживала в Южной Пальмире, и Грекова ее хорошо знала. Эта повесть и легла в основу фильма "Благословите женщину".
В главной роли дебютировала студентка театрального училища имени Щукина Светлана Ходченкова. Ее супруга, офицера Александра Ларичева, сыграл Александр Балуев, маму - Ирина Купченко... В фильме также заняты известные российские актеры Александр Михайлов, Инна Чурикова, вице-чемпионка мира по шахматам Александра Костенюк и в крохотном эпизоде - Максим Галкин. Северный провинциальный городок мы снимали в поселке Васильевский Мох под Тверью. "Городские" сцены - в Москве: на улицах города, в метро... Для съемок одного из эпизодов, на Красной площади в Москве, задействовали 13 ретро-автомобилей из уникальной коллекции автотранспортного цеха "Мосфильма".
- На какую аудиторию рассчитана кинолента?
- Скорее, лента снята для тех, кому за 30. Это - гимн всем женщинам, нашим бабушкам, мамам. Моя мама умерла совсем молодой от непосильной работы. Моего отца, который меня даже не увидел, уничтожили за то, что он - донской казак. И мама, работающая портнихой, всю жизнь провела с нами, двумя детьми и со своим больным туберкулезом отцом в бараках. Дала детям университетское образование - и отправилась в мир иной.
- Среди ваших фильмов есть любимые и нелюбимые?
- Любимые - "Приключения Тома Сойера", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок", само собой, "Место встречи изменить нельзя"... Я уже в том возрасте, когда каждая картина - итоговый документ. Сейчас больше всего люблю "Благословите женщину". Как только моя очередная работа станет хуже предыдущей, нужно будет сразу же заканчивать свою режиссерскую деятельность.
А нелюбимые... В 75-м году я снял фильм "Контрабанда". Написал сценарий, который сразу же утвердили, как "замечательный детектив". Снимали мы его опять же в Одессе, на судах "Россия" и "Адмирал Нахимов". Все шло хорошо. Но однажды капитан показал мне телеграмму командования: "Группу "Контрабанды" снять с борта. Не оказывать никакого содействия..." Мол, наш сюжет позорит советских моряков. Что делать? Я пошел к секретарю обкома. Вместе мы разговаривали с командующим флотом. Убеждал, что это будет не позор, а реклама. И началась полная дребедень... Герой фильма как бы не моряк, а завпроизводством, мол, все получилось случайно... Зачем я на этот компромисс пошел, сам не знаю... Снял бы нормальный фильм. Ну полежал бы он годик на полке. Вышел бы потом...
- Чем нынешний Говорухин отличается от того Говорухина, который начинал свою судьбу несколько десятилетий назад?
- Наверное, человек должен с годами менять свои взгляды. Но мое мировоззрение в основном не изменилось. Коммунистом никогда не был, ни в какую партию меня никто не мог загнать, хотя секретари парткомов пытались это сделать неоднократно. Впрочем, я и к перестроечной власти отношусь, скажем так, не очень. Ведь все можно было сделать постепенно, без растаскивания государства. Посмотрите, сколько воров развели! Это же ужас! И новое поколение растет на том понятии, что нужно обязательно красть. Я не устаю повторять с трибуны: "Преступность не даст провести никакие реформы. Если хотите реформировать страну - не на бумаге, а по-настоящему, начните всерьез бороться с преступностью".
В Думе раньше активно политикой занимался. Но сейчас политики как таковой нет. Просто все лоббируют свои интересы, интересы региона, отрасли. Я лоббирую интересы культуры. Например, на пять лет приняли Закон "О государственной поддержке кинематографа". Срок его действия уже вышел, но российское кино из пепла восстать успело. Активно участвую в формировании бюджета. Если вовремя не приложить максимум усилий, не войти в 20 - 30 кабинетов, ничего не получится. Удалось "культурным бюджетникам" увеличить зарплату в два раза.
- Помним вашу ленту "Так жить нельзя", вышедшую 13 лет назад. Как вы считаете, что-то с тех пор изменилось? Так, как сейчас, жить можно?
- Помните цитату из нее: "Если страна богатая, а народ бедный, значит, у власти преступники". Как было, так и осталось! И, вероятно, не скоро изменится, потому что у власти в основном - те же самые люди. Только окрас сменили - с коммунистического на демократический. Одни - приватизировали заводы, директорами которых были, другие - области, где руководили в качестве первых секретарей обкомов, третьи - целые республики.
Многое делается по недомыслию, отчего и создается почва, на которой произрастает воровство, личное обогащение, наплевательское отношение к государству, народу. Начали перестройку, не утруждаясь вопросом: "Зачем?" Любому политическому деятелю неплохо было бы знать историю своего государства. Как сказал один из классиков: "Человеку, владеющему прошлым, принадлежит будущее". В свое время Александр Исаевич Солженицын написал великолепную книгу "Как нам обустроить Россию", которая была встречена смехом, издевательскими репличками. Не доросли мы еще. Наверное, должно пройти какое-то время...
- Если не секрет, о чем будет ваш следующий фильм?
- Хочу поставить картину по роману Дудинцева "Не хлебом единым", вышедшему в 1956 году после ХХ съезда партии. Это было что-то неслыханное, мы читали его взахлеб! Потом книгу начали изымать из библиотек и выгонять из Союза писателей тех, кто отказывался осуждать ее автора. Признаться, сам не знаю, что именно сейчас нужно публике, что для нее полезно, интересно. Необходимо то, что поможет выжить, не отнимая последние жизненные силы. Народу нужна энергия, глоток надежды...
- А какую энергию вы черпаете в Одессе? И случалось ли с вами здесь что-нибудь забавное?
- Забавное на каждом шагу, сама жизнь рождает анекдоты. Помнится, приехала сюда моя знакомая из Ленинграда. Всего на один день. Обратилась к обувщику, старому одесситу, - поставить набойки на туфлях. Он согласился, но заявил, что работа будет готова через три дня. "Да здесь дел-то на полчаса", - возмутилась моя знакомая. "Ладно, - ответил обувщик. - Приходите через полчаса". В назначенное время она пришла. "С вас три рубля", - заявил старик. "Да работы-то на 50 копеек", - схватилась за сердце женщина. "Какая вы скандальная дама, - обиделся мастеровой. - Гоните три рубля, а я вам дам сдачу два пятьдесят..."
Об Одессе всегда вспоминаю с ностальгией. Здесь прошла моя творческая юность. Здесь познакомился с будущей женой, одесситкой. Здесь мне легко смеется и дышится. Но Одесса сильно изменилась, практически не осталось тех замечательных типов, которые брызгали солнечными афоризмами на каждом шагу. Все разъехались, разлетелись.