СЕКРЕТНЫЕ ЛЮДИ

Каждый кузнец своего счастья. И несчастья - тоже. Начинал трудовой путь Клаус Фолькерт кузнецом, в 1969 году пришел в прессовый цех "Фольксвагена" и принялся изо всех сил бороться за права и интересы рабочего класса. К 1990 году "доборолся" до поста председателя объединенного производственного совета всех заводов одного из крупнейших автомобильных концернов мира. И власти, и славы, и денег - всего хватало. Зарплаты у председателей производственных советов на заводах концерна до 10 000 евро и специальные безотчетные фонды на профсоюзную работу.

Недавно Клаус Фолькерт в полной тиши уволился из "Фольксвагена", и не только мои, но и попытки немецких, близких к автомобильным кругам, журналистов обнаружить его следы не увенчались успехом. Но не с этой теперь уже одиозной фигуры в профсоюзном движении ФРГ разразился, пожалуй, самый грандиозный в истории "Фольксвагена" скандал.
Ревизионная комиссия этого концерна установила, что крупный менеджер, член правления "Шкоды" - дочернего предприятия Хельмут Шустер брал взятки. В штаб-квартире "Фольксвагена" было принято решение наладить производство "шкод" на территории Индии, чтобы вторгнуться на ее расширяющийся автомобильный рынок. Возглавить реализацию многомиллионного проекта поручили Шустеру. В немецком бизнесе часто используется система так называемого генерального импорта. Проще говоря, создается фирма, которая заключает эксклюзивные договоры на поставку различной продукции для строящегося или уже работающего предприятия. Генеральный импортер не только монопольно выбирает партнеров, но и имеет право отзывать у них лицензии, ставя тем самым в дополнительную зависимость. Фирмы-поставщики весьма заинтересованы в подписании таких контрактов, тем более, как в данном случае, на солидную и длительную перспективу.
Оборотистый менеджер в полной мере воспользовался этими обстоятельствами, заключая через подставных лиц договоры с теми бизнесменами, которые давали взятки. Больше того, Шустер вымогал деньги и у официальных лиц в Индии и Анголе, где тоже предполагалось строительство производств по сборке автомобилей. Не дожидаясь конца расследования, жуликоватый менеджер расстался с "Фольксвагеном". Вдогонку чешский журнал "Spy" сообщил об амурных связях Шустера с популярной актрисой Катериной Броцевой, которая "предпочитает завязывать дружбу с богатыми мужчинами". Между тем ревизионная комиссия выяснила, что в темных делишках Шустера поучаствовал и рабочий вождь автомобилистов.
Но за Фолькертом и его покровителями из руководства фирмы тянется и другой преступный след. В 1998 году председатель производственного совета познакомился в одном из дорогих ночных клубов Бразилии с Адрианой Б., по официальной версии журналисткой и дизайнером. Чуть позже она стала числиться сотрудницей "Фольксвагена", и, хотя никто не знает, где именно работает красивая дама из Сан-Пауло, а на бразильских филиалах "Фольксвагена" о ней вообще никто не слышал, на банковские счета Адрианы каждый месяц поступает около 8000 евро. Больше того, подруга профсоюзного лидера постоянно летала между Бразилией и Германией первым классом за счет фирмы - в два конца это 6000 евро. В ФРГ ей предоставляли машину, а для встреч с Фолькертом оплачивали квартиру в Брауншвейге. Адриана получила от "Фольксвагена" 60 000 евро на строительство дома в Бразилии, который часто покидала, поскольку постоянно сопровождала в поездках председателя производственного совета. В последний раз они провели четыре ночи в знаменитом отеле Лиссабона "Lapa Palace".
Возникает закономерный вопрос: почему руководство концерна проявляло столь щедрое внимание к персоне влиятельного в огромном коллективе рабочего вожака, удовлетворяя и любовные потребности этого семейного человека? Как утверждают информированные люди из кругов, близких к руководству, главной целью содержания бразильянки было стремление приручить Клауса Фолькерта, добиться его послушания при решении важнейших проблем, связанных с положением наемных рабочих концерна. Установлено, что подкуп Фолькерта - не единственный случай в системе мощного автомобильного концерна. Более десяти лет из года в год за казенный счет летали на четырех лайнерах фирмы по миру "рабочие вожаки" всех предприятий "Фольксвагена" вместе с супругами, останавливались в роскошных отелях, а жены получали крупные суммы для шопинга.
Кампанию по разложению влиятельной профсоюзной верхушки возглавлял член правления концерна Петер Хартц, не только близкий друг канцлера, но и творец реформы рынка труда, которая под лозунгом необходимой экономии свелась к резкому ухудшению социального положения наемных работников. Кстати, и сам Хартц не отказывал себе в удовольствиях во время загулов "генералов рабочей гвардии". Журналисты отыскали даму легкого поведения в Бразилии, которая, рассматривая несколько фото, указала на Хартца, воскликнув: "Вот мой Петер!" Потом добавила: "Когда я просила его рассказать о себе, он всегда отвечал: "Я секретный человек".
"Секретный человек" срочно ушел в отставку вслед за своими близкими друзьями - Клаусом Фолькертом и Хельмутом Шустером. Но последняя точка в скандале еще не поставлена.