ЭХ, АНЬЮШЕ, НАМ ЛИ ЖИТЬ В ПЕЧАЛИ?

Два события на уходящей неделе - неожиданное отстранение от полета на орбиту прошедшего подготовку молодого японского предпринимателя Дайсуке Эномото и подписание соглашения о строительстве первого частного космодрома в Канаде - вновь привлекли внимание прессы к заманчивым горизонтам космического туризма. Уже сегодня выстроилась очередь из желающих отправиться на российских "Союзах" к Международной космической станции, а через 5 - 6 лет, считают эксперты, начнутся регулярные внеземные путешествия любителей острых ощущений на частных ракетах в частных кораблях. Правда, другие специалисты дают противоположные, пессимистические прогнозы. Споры продолжаются, а тем временем подготовка к организации массового туризма за пределы нашей планеты становится все более масштабной.

ЯПОНЕЦ УШЕЛ В ОТСТАВКУ С УЛЫБКОЙ
Возможно, при старте с частных космодромов будут существенно смягчены медицинские требования к участникам полетов. Но пока российские врачи держат планку достаточно высоко. И правильно: с космосом шутки плохи. В 1985-м, помнится, пришлось экстренно прекращать полет и спускать со станции "Салют-7" на Землю космонавта, командира, скрывшего хроническую, никак не проявлявшуюся болезнь, которая в невесомости вдруг обострилась до такой степени, что под угрозой оказалась его жизнь. Вот почему, несмотря на то что до старта экипажа, в котором был Дайсуке Эномото, оставалось всего три с небольшим недели, врачи запретили полет 35-летнего японца.
Мало кто знает, что у медиков с самого начала были определенные вопросы по здоровью представителя Страны восходящего солнца. Но затем углубленные обследования показали, что для длительного полета японский турист по здоровью не годится, а на кратковременный, 10-суточный орбитальный рейс "добро" все-таки дать можно. Порекомендовали только подкорректировать зрение. С этим "заданием" Дайсуке Эномото справился. И в начале 2006-го еще раз прошел медкомиссию, на этот раз успешно. С марта начал подготовку в Звездном городке под Москвой.
Интересный он человек, улыбающийся, этот уроженец города Мацудо. Учился в институте, но не окончил его. Устроился на работу и удачно продавал компьютерную технику. Потом создавал компании, продавал их... Когда возглавлял биржевую компанию, в прессе появились публикации с подозрениями в том, что фирма распространяла ложную информацию. Эномото оставил фирму, стал независимым инвестором. Переехал в Гонконг. Кроме компьютеров и интернета, увлекается картингом, плаванием, а также... комиксами про роботов. И во время пребывания на Международной космической станции хотел - в это трудно поверить - собрать пластмассового робота "Гандам"... Теперь он сможет сделать это на Земле. Всего за несколько дней до отлета на космодром обследования показали неблагоприятные изменения в состоянии здоровья. Может быть, эмоциональный всплеск, излишние волнения... Но дорога в космос ему не закрыта. Рекомендован курс лечения. Если после этого пройдет медкомиссию, то мечта сбудется. Главное, что он платит за все в полном объеме.
У АНЬЮШЕ - ХАРАКТЕР ТВЕРДЫЙ
Заменит японца, как ожидается, американка иранского происхождения Аньюше Ансари. Ее имя (Anousheh Ansari) переводят на русский по-разному - Аноушех, Аноуше, Аньюше, Анюше. Эта красивая, с твердым характером, целеустремленная 39-летняя женщина в полной мере соответствует имиджу бизнес-леди. Втроем, вместе с мужем Хамидом и его братом Амиром, они основали в 1993-м компанию по производству телекоммуникационного оборудования. Дела шли очень хорошо. Потом после объединения с другой компанией бизнес расширился. В прессе сообщалось, что состояние Аньюше оценивается в 200 миллионов долларов. Она с детства мечтала полететь в космос. В 2002-м подала заявку на участие в суборбитальном полете на частном корабле. Однако создание его затягивается, и в апреле 2006-го американка начала тренировки в Звездном в качестве дублера японского туриста. И если 30 августа на заседании специальной комиссии ее утвердят третьим членом экипажа "Союза ТМА-9", г-жа Ансари станет первой женщиной - космическим туристом и четвертым непрофессионалом, совершающим путешествие за пределы Земли.
Конечно, замена японца на бизнес-леди потребует срочного переоборудования корабля "Союз". Прежде всего подвергнется модернизации третье кресло в кабине. Для каждого космонавта изготавливается точно по фигуре индивидуальный ложемент. Он отлит, естественно, и для Ансари. Этот ложемент надо доставить на Байконур и смонтировать в спускаемом аппарате "Союза", сняв такой же элемент кресла, сделанный для японского предпринимателя. Кроме того, требуется переоборудовать и некоторые системы жизнеобеспечения, учитывая известные особенности женского организма. Специалисты заверяют, что все это они успеют сделать. В крайнем случае, старт "Союза" можно будет перенести с 14 сентября, как запланировано, на 18-е или 20-е.
БИЛЕТЫ В КОСМОС ПОДОРОЖАЛИ
Предварительный график полетов на российских кораблях других туристов и не туристов расписан до 2008 года. Следующей весной на Международную космическую станцию (МКС) может полететь один из создателей программы Microsoft Word американец венгерского происхождения Чарльз Симони. Осенью 2007-го на орбиту отправится первый малайзийский космонавт, весной 2008-го - представитель Южной Кореи. Венесуэла выразила желание подготовить своего космонавта и доставить его на орбитальную станцию. Это может произойти осенью 2008-го или позже. С учетом инфляции стоимость кратковременного (как правило, 10-дневного) космического полета увеличилась с 20 миллионов до 21,5 миллиона долларов. Очередь профессиональных астронавтов и туристов начнет уменьшаться через 2 - 4 года, когда будут построены дополнительные корабли "Союз", а на МКС начнет работать экипаж из 6 человек.
СОТНИ ЗЕМЛЯН В КОСМИЧЕСКОЙ ОЧЕРЕДИ
Но через 4 - 5 лет на рынке космического туризма может начаться серьезная конкуренция. Зарубежные фирмы готовятся запускать туристов на специально созданных космических аппаратах. Фирма, основанная британским миллиардером Ричардом Брэнсоном, заказала строительство нескольких пилотируемых суборбитальных кораблей компании, создавшей частный "челнок" "Спейсшипван", на котором пилот Майкл Мелвилл еще в июне 2004-го поднялся на 100 километров, то есть в космос. Недавно стало известно, что стартовой площадкой для пятиместных кораблей этой фирмы станет территория базы королевских ВВС близ города Морэй в Шотландии. Начало коммерческих полетов намечено на 2011 год, предварительная стоимость - 100 тысяч фунтов стерлингов. Пассажиры корабля проведут в невесомости всего пять минут. Но кандидатов, записавшихся в очередь, уже более 150. Среди них - наследница империи "Хилтон", бизнесмены, два журналиста, музыканты, актеры, ученый-астрофизик и даже бывший лорд-мэр одного из городов.
Другая фирма работает над проектом ракетоплана. Продажа билетов стоимостью 150 тысяч долларов уже началась. Среди кандидатов на полет - японская писательница, пилот американской авиакомпании, дизайнер, актеры, бизнесмены.
Скоро появится первый частный космодром и в Канаде. Соглашение о строительстве его на острове Кейп-Бретон заключили правительство провинции Новая Шотландия и частная компания.
ТУРФИРМЫ ЗАСУЕТИЛИСЬ
Другая известная американская компания намерена работать на рынке массового космического туризма. Эта фирма уже отправила на "Союзах" трех туристов - американцев Денниса Тита и Грегори Олсена, а также южноафриканца Марка Шаттлуорта. Волевая Аньюше Ансари тоже отправится в космос по путевке этой фирмы, которая сейчас ведет переговоры с российским Машиностроительным заводом имени Мясищева о строительстве нескольких суборбитальных кораблей. Этот аппарат будет укреплен на фюзеляже уже существующего большого самолета М-55 "Геофизика". Воздушный гигант поднимет космический корабль на высоту 17 километров. Затем "челнок", включив двигатели, полетит на высоту 101 километр. Спуск на Землю будет управляемым. Корабль выпустит крылья, шасси и приземлится на аэродроме.
"У нас есть хороший задел, серьезный конструкторско-промышленный потенциал, так что изготовить такие корабли заводу вполне по силам, был бы заказ", - сообщил мне один из руководителей предприятия. Корабль еще не создан, а уже поступило более 200 заявок на полет в космос. Фирма намерена построить для этих кораблей два туристических аэродрома - в Рас-Аль-Хайме (Объединенные Арабские Эмираты) и Сингапуре.
ПРОГРАММА ДО ПЕРВОЙ АВАРИИ?
Европейское космическое агентство не хочет отставать и недавно тоже решило оказать поддержку частным компаниям в развитии внеземного туризма. Осваивать космическое пространство планирует и Турция. Она намерена подготовить к 2010 году астронавтов и построить собственный космодром. Словом, время массовых полетов в космос, включая и туристов, судя по всему, не за горами. По оценке экспертов, к 2021 году численность желающих отправиться на орбиту превысит 10 тысяч землян. Впрочем, весь этот бум может быстро прекратиться, если, как предостерегают скептики, произойдет первая катастрофа. "У частных фирм мало опыта и, кроме того, они вряд ли будут уделять столько внимания, как Роскосмос и НАСА, вопросам безопасности", - говорят пессимисты. Хотелось бы надеяться, что они окажутся не правы.