04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АРХИМАНДРИТ ТИХОН: "МЫ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ БЕССМЕРТНОЙ ДУШОЙ"

- Дата 535 лет, которую мы сейчас отмечаем, - это дата освящения храма. Именно о ней есть

- Дата 535 лет, которую мы сейчас отмечаем, - это дата освящения храма. Именно о ней есть запись в летописи, поэтому 1473 год считается официально годом возникновения монастыря. А первое упоминание нашей обители, о котором на сегодняшний день известно, - это 1392 год, то есть уже 616 лет назад здесь, на псковской земле, существовал мужской монастырь. Бесспорно, это чудо.
Из нашей обители Русская православная церковь получила девять святых. Конечно, в нашей истории количество святых, угодивших Богу, намного больше. Но я говорю о тех, которые покровительствуют человеку в той или иной деятельности, в которых каждый может найти себе помощь и заступление. Например, нашим старцам покровительствует старец Симеон, игумнам - священномученик Александр, миссионерам - святой Иона, женщинам - матерь Васса.
- Роль монастырей в России всегда особенная - и в интеллектуальной жизни страны, и в вырабатывании нравственных норм. Какова роль у Псково-Печерского монастыря?
- Мотивация прихода в монастырь каждого из нас - это желание духовного совершенствования. Серафим Саровский говорит, что в монастырь приходят люди и на покаяние, и по обету. Но конечное бытие человека - это духовная составляющая. Житие святых, а среди них большая часть подвижников монашествующих, - это доказательство духовной жизни человека. Все мы знаем, что с религиозной точки зрения в мире постоянно идет борьба за душу человека, борьба между добром и злом, между Богом и падшими духами. Сейчас очень часто цитируют фразу Достоевского из романа "Идиот": "Красота спасет мир" - и трактуют ее кто как хочет. И никто не удосужится вспомнить ее контекст, а на самом деле там сказано: "Красота - это страшная сила. Здесь Бог с дьяволом борьбу ведут, а поле битвы - это сердце человека".
Все начинается с нашего общего бытия, и в поисках ответов на многие вопросы люди уходят в монастыри, чтобы здесь, как в некой лаборатории, изучать эти движения души, действие на них зла, действие борьбы с этим злом, и не только изучать, но и с Божией помощью достигать победы, не своей силой - силой божественной любви. В монастырях уже есть несколько образов жития - пустынножители, затворники, столпники и так далее.
А цель одна - как преодолеть восемь страстей: чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Некоторые сводят их к трем: славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Как победить в себе материальную сторону, чтобы доминирующей была духовная составляющая, которая и войдет в вечность. По сей день у человека одни и те же проблемы. И кем бы он ни был - государственным деятелем, военным, интеллигентом, деревенским тружеником, проблемы у него одни и те же: здоровье, семья, работа, смысл жизни. В этом и помогают разобраться монастыри.
- Вы сказали, что на самом деле грехи одни и те же: и тысячу лет назад, и сейчас. Но есть же болезни конкретного времени. Какова, на ваш взгляд, наша сегодняшняя болезнь в духовном смысле?
- Она тоже не новая. Телолюбие, выбор чувственного взамен вечного, прекрасного, божественного, духовного. И как в Библии Господь сказал перед потопом: "Не могу взирать на этих людей, они плоть, чувственность". Вот и все. И ничего нового не изобретено. Человек в скотоподобное состояние переходит. Вот почему я и говорю, что человек делает рывок в духовную область, когда приносит обеты монашеские, а потом начинается борьба страшная за его душу. Кто искренне ищет, в чем смысл жизни и где путь преображения души, тот найдет. Если он скажет: "Это я завтра буду делать" - это самообман. Все, что завтра, не в наших руках. Сегодня - это мгновение в наших руках, то, что нам дано.
- После крушения советского государства была мода на православие, повально все пошли в церковь. Сейчас обращающихся к вере становится меньше, потому что люди стали понимать, что взаимоотношениям с Богом нужно посвящать много времени, ограничивать себя. Как вы объясняете современным людям, что действительно нужно большую часть своей жизни посвящать религии?
- Давайте вначале о моде. Да, была такая волна, и слава Богу, что она состоялась. Люди пошли ко Христу. Сейчас есть новая волна, из тех отошедших назад, но уже сознательная. Они сделали выбор. Мы не можем и не должны никогда забывать о богодарованной человеку свободе. Церковь не вправе навязывать. Мы предлагаем, мы призываем, мы говорим, что эта свобода не отнимается никем. Но, как всякое явление в жизни, эта свобода тоже имеет дарителя. И даритель вправе спросить: "А как ты использовал этот дар?"
Наше время уникально именно в том, что мы стоим перед свободным выбором: или жить в традиции, как это было на Руси тысячу лет, или принять что-то новое, и свобода это не отнимает.
- Отец Тихон, а как по-вашему, во что Церковь не должна вмешиваться? Могут ли у священников быть политические взгляды - на международную политику, на внутреннюю политику? Существуют ли какие-то внутренние ограничения, зоны, куда Церковь не должна идти?
- Я уже сказал о том, что значение Церкви - проповедь о Христе, проповедь о том, что человек - образ и подобие Божие, Церковь должна приводить к преображению души человеческой. И это значение Церкви изначально.
Да, мы занимаемся чисто духовным. Но дети Церкви - граждане, они приходят с различными проблемами. Если говорить о политической составляющей, то нам запрещено быть депутатами. Хотя люди иногда говорят: хорошо бы, если бы батюшка был председателем, он навел бы порядок. Но это же другая область, и мы сюда не входим. Но попечаловать, что дороги не в порядке и что за чертой бедности живет большая часть нашей паствы, на это мы имеем право. Друзья, увеличьте немного пенсии! Где же здесь политика? Это сама жизнь. Как мы можем убрать человека с земной жизни, образно говоря, выключить из его среды? Да, он выбор сделал - жить по-евангельски. Но он гражданин Отечества, и мы ему говорим словами апостола Павла: молись за власть, не нарушай закон.
Другое дело, если бы священник стал депутатом. Епископ стал губернатором. Вот это было бы смешение понятий. Нам это запрещено апостольскими правилами. Мы должны заниматься бессмертной душой.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников