Шнуром по Малевичу

Рекламный ролик Третьяковки грозит разделить публику на прогрессистов и охранителей

В наши дни побеждающего интернета за зрителя надо бороться. Даже классическому музею, в залах которого висят всемирно знаменитые шедевры. Третьяковская галерея давно и успешно показывает всему миру наследие русского авангарда, собирающее очереди в культурных столицах вроде Лондона. Но катастрофически проигрывает битву за отечественного зрителя, в первую очередь молодого. Залы экспозиции «Искусство ХХ века» на Крымском валу стоят полупустые, подобно курортам Крыма, который «вернулся в родную гавань». А ведь четверть века назад русский авангард тоже вернулся, только из полувекового забвения, и тогда это возвращение было триумфальным.

За несколько лет с 1986 года до середины 1990-х в Третьяковке и Русском музее состоялся цикл невероятных прежде показов титанов авангарда: Кандинского, Малевича, Татлина, Шагала, Поповой, Лисицкого, Розановой... Но пора грандиозных ретроспектив художников, вызволенных из застенков советского официоза, пролетела быстро, а огромное, сравнимое с аэродромом пространство «новой Третьяковки» так и не стало местом паломничества. Хотя в моменты выставок-«блокбастеров» зрители берут штурмом здание у Крымского моста, главная его гордость и raison d’etre, смысл существования — постоянная экспозиция современного искусства — остается невостребованной. Вполне логично, что руководство музея пытается переломить эту ситуацию, прибегая к современным медиатехнологиям.

Неожиданно на помощь пришли молодые кинематографисты. Новый рекламный проект «Эффект воздействия» — серия роликов, посвященных знаменитым картинам XX века, — осуществили студенты Московской школы кино. И совершенно безвозмездно! В 15-секундных видеозарисовках снялись актер Артур Смольянинов, музыкант Антон Беляев, сценограф Павел Каплевич. Сделано все по единой схеме: медиазвезда, стоя перед шедевром в зале Третьяковки, погружается в мир художника.... И возвращается с выражением восторга и изумления. Разлетаются разноцветными искрами перья «Павлина под ярким солнцем» Гончаровой, будто прекрасная незнакомка предстает за стеклом своей автомашины девушка-шофер из «Новой Москвы» Пименова... Эта игра — приглашение прийти на Крымский вал и увидеть хранящиеся там произведения воочию, в оригинале, а не в репродукциях или в Сети.

Надо отдать должное авторам: удачно выбранные картины отражают разные грани русского искусства ХХ века от «Купания красного коня» Петрова-Водкина до позднесоветских «Космических братьев» Юрия Королева. Правда, последний художник уже не вписывается в строй авангардистов, однако полотно, видимо, должно подхватить их вселенский пафос, да и как можно в таком патриотическом проекте обойтись без темы освоения космоса!

Однако самая «космическая» во всех смыслах картина — «Черный квадрат» Малевича, как ей и полагается, может вызвать скандал. Радикальное произведение художника-новатора, несмотря на гордое звание «иконы авангарда» и статус символа ХХ века, до сих пор непонятно многим россиянам, привыкшим искать в живописи усладу глаз и приторную красивость. Однако теперь возмущены и почитатели «высокого» искусства: ведь классику рекламирует не кто-нибудь, а эпатажный, порицаемый за нецензурную лексику и потакание низменным вкусам публики Сергей Шнуров. Лидер группы «Ленинград», лишь недавно фигурировавший в разбирательстве по поводу шлягера «В Питере — пить», по счастью расцененного прокуратурой как сатира, а не как призыв к пьянству, успел «отметиться» на ниве изобразительного искусства другим хитом — «Экспонат». Напомню, поначалу речь в нем шла о мультимедийной выставке Ван Гога, куда героиня отправилась на «лубутенах». В ответ на внезапное «продвижение» организаторы той экспозиции в один прекрасный день пускали бесплатно дам на высоченных шпильках, а Шнур вскоре добавил к песне куплет о выставке Серова. И его приглашение в проект Третьяковки можно понять как жест благодарности. Или как попытку не упустить рекламный шанс?

Эстрадный хулиган не любуется тихо загадочным «Квадратом», а прямо-таки «влипает» лицом в холст, словно в лужицу нефти, оставляющей брызги на изумленной физиономии. Трудно сказать, какой именно смысл вложили юные авторы в свой ролик, достаточно ученический, к тому же не отмеченный актерским мастерством «культурного героя». Тем не менее, попали в яблочко: и лейтмотив нефти актуален (до такой степени, что нынешние мастера совриска пытаются писать ею картины, да и сам Шнуров, по совместительству живописец, иронизирует над темой в своей известной картине «Нефть»), и Малевич во главе отряда авангардистов — «наше всё» в мировом арт-контексте. Да и эпатировать публику — вполне грамотная стратегия для художников, в ХХ веке перевернувших многое в искусстве с ног на голову, а впоследствии признанных гениальными.

Один лишь робкий вопрос: уловит ли российская молодежь этот хитроумный месседж? Заполнит ли она залы на Крымском, в которые пока что ходит с энтузиазмом лишь в дни бесплатного посещения музея?