Больше крови: чиновники заговорили о смертной казни

«Высшая мера» популярна в народе, но в наших реалиях жестокость наказания путают с его неотвратимостью

В России в очередной раз предлагают вернуть смертную казнь. И речь не о разговорах обывателей на кухне: сделать шаг в прошлое хочет депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин. По словам народного избранника, мораторий на смертную казнь – одна из «псевдочеловеческих ценностей»,  «навязанных» нашей стране со стороны Европы. Даже больше: мораторий на казнь с 1996 года «разрушает» Россию, передаёт слова депутата телеграм-канал «Подъём».

Высшей меры заслуживают, в частности, убийцы нескольких человек. Шерин напомнил про инцидент с няней из Средней Азии, которая отрезала голову ребёнку в 2016 году. «Ее нужно было при задержании просто застрелить. Жаль, что никто из силовиков не взял на себя смелость cделать это», — цитирует парламентария канал.

Ранее в том же телеграм-канале за возвращение казней выступил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов: эти люди «не имеют морального права на жизнь». Так чиновник отреагировал на недавнее убийство 92-летнего ветерана в Малоярославце: предполагаемый убийца находился в поисках денег на наркотики.

Примеры чудовищны. Но: противопоставляя нашу страну с Европой, депутат Шерин совершает не только географическую ошибку. В подобном противопоставлении очень легко углядеть порочную посылку: народы РФ (и преобладающий числом русский) – не хотят либо не способны к стабильному демократическому укладу. С работающими социальными и политическими институтами, с априорной психологической матрицей: убивать плохо. Из стран, где в достаточной мере защищена частная собственность и сохраняется хоть какая-то интрига на выборах, только США практикуют смертную казнь.

Наконец, сама по себе жизнь в России – и особенно в последние годы, сурова для простого человека. Здесь и многолетнее падение реальных доходов при регулярном росте тарифов и цен, и нестабильность рубля, и повышение налогов. А под боком – война с соседом. Куда уже дальше ожесточаться? С другой стороны, такой депрессивный фон только способствует цинизму и бесчеловечности в обществе. Получается замкнутый круг. Выход из него в случае нашей страны – в руках элит, которым под силу проявить пресловутую «политическую волю». Начав хотя бы со снижения накала страстей в госпропаганде и отказавшись от «охоты на ведьм» по поводу и без повода. В 2017 году 44% россиян поддержали смертную казнь, говорят социологи «Левада-центра». Затруднились выразить своё отношение 15%, а против казней высказались 41% респондентов.

Писатель Дмитрий Быков в нашей рубрике «Вопрос Труда» некогда говорил: смертная казнь лишь ожесточает нравы и к торжеству добра не ведёт. Кризисом нравственности, умов и политики назвал разговоры о возвращении казней правозащитник и сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщёв. «Давно доказано, что наличие смерной казни как меры наказания не снижает уровень преступности. С ней помогает бороться только неотвратимость преступления. Увы, у нас настоящих преступников находят не всегда. С моральной точки зрения, принцип выбора простой – не вы давали жизнь, не вам ее отнимать», - цитирует Борщёва НСН.

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, дипломат Николай Платошкин напомнил, что РФ вступила в Совет Европы в 1996-м году. Для этого страна среди прочих мер и ввела мораторий на смертную казнь. Как бы ни сложились отношения РФ и СЕ – возвращение к высшей мере наказания нежелательно, убеждён дипломат.

Неожиданно к смертной казни отнёсся депутат Виталий Милонов, известный своими ультраконсервативными воззрениями. «Смертная казнь является тем, что невозможно вернуть назад. В случае судебной ошибки, которая может быть, мы потеряем невиновного человека», - напомнил о риске судебной ошибки депутат изданию «Политика сегодня». Как православный христианин Милонов против снятия моратория, подчеркнул он. Другое дело: уничтожать бандформирования во время контртеррористических операций, заметил он.

При этом представитель РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин считает пацифизм «антихристианскй сектой» и допускает казни по принципу «за смерть – смерть» (цит. по НСН).

«Иногда разговоры о казни возникают, и ещё будут возникать, - сказал порталу TRUD.RU журналист и член Совета по правам человека при президенте РФ Николай Сванидзе. – Мера в народе популярная, контрпропаганды против неё никто не ведёт. Но мировая судебная практика неумолима: не жестокость, а неизбежность наказания снижают преступность». Поскольку с неизбежностью наказания в стране как-то не очень (вспомним чем закончилось дело Сердюкова и Васильевой, да и сколько потенциальных обитателей колоний продолжают жировать?), народ жаждет «крови», а чуткий чиновник и рад пограть на таких эмоциях.
Сванидзе надеется, что у государства хватит ума не пойти на возвращение смертной казни. «Лиха беда начало: убийцы, насильники, потом грабители и шпионы. Ну, и здравствуй, 37-й», - сказал правозащитник.

Власть не пойдёт на возвращение казни, уверен член Совета по правам человека, директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. «Призывы народа и некоторых чиновников к высшей мере наказания всегда звучат, когда происходит что-то страшное», - сказал Верховский нашему порталу. Не только в России, но и в других странах можно встретить ситуацию, когда больше половины населения на эмоциях одобряют смертную казнь. Однако при всех симпатиях к казням основная масса соотечественников не доверяет судебной системе, заметил эксперт. 

Не зря большинство стран мира отказались от применения казней, заметил писатель Виктор Ерофеев. «Поручать казнь государству означает потакать произволу. Иногда высшую меру могут применять и в качестве мести», - сказал нашему порталу писатель.

Напомним, ещё в 2015 году пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчёркивал: Россия исходит из существующего моратория на смертную казнь. Предложения снять его для террористов он назвал «только озвученным предложением».