СВОЙ ЧЕЛОВЕК В САНТЬЯГО

Появившийся из недр Центрального разведывательного управления США документ напоминает "признательные показания" обвиняемого, которому есть в чем раскаиваться. Событие неординарное: спецслужба - по запросу конгресса США - предоставила фактурно выпуклые доказательства своего соучастия в нарушении прав человека в Чили в 70-е годы при правлении прозападного диктатора Аугусто Пиночета.

Оговоримся: соучастие не прямое, а косвенное, нашедшее свое выражение в доверительных контактах с главой пиночетовской охранки (ДИНА) Мануэлем Контрерасом с 1974 по 1977 год. К тому же руководители ЦРУ не питали иллюзий - их "клиент" начиная с апреля 1975 года был ими же квалифицирован как "главное препятствие" на пути к восстановлению гражданских прав и свобод в Чили. Такая рекомендация, казалось бы, не позволяла поддерживать длительную связь с Контрерасом, однако агенты ЦРУ в Сантьяго высоко ценили "его уникальное должностное положение и доступ к Пиночету".
Видимо, ввиду исключительно продуктивного обмена мнениями с Мануэлем Контрерасом парни из ЦРУ в Чили рекомендовали, и это теперь подтверждено документально, поставить взаимоотношения на более прочную основу, а именно: начать платить руководителю чилийской спецслужбы из фондов американской разведки. Гонорар за услуги выплатили. Правда, всего один только раз. В переданных на Капитолийский холм разъяснениях из штаб-квартиры ЦРУ сказано: проплата произошла без ведома "Центра", исключительно по инициативе откомандированных в Чили сотрудников, а также по причине "несогласованности" действий.
Тем временем образец гласности, продемонстрированный ЦРУ, вызвал доброжелательные отклики, в частности конгрессмена Мориса Хинчи, демократа от штата Нью-Йорк, одного из застрельщиков рассекречивания стародавних шпионских историй. Он похвалил ЦРУ за 21-страничный доклад, хотя и признал, что многие вопросы остались без ответа. К слову, решение пролить свет на опекунство пиночетовского режима со стороны администрации Ричарда Никсона, президента от республиканцев, принял после ареста Пиночета в 1998 году в Лондоне лично президент-демократ Билл Клинтон.
Ларчик приоткрылся, хотя в казенной бумаге из Лэнгли все, что касается партнерства ЦРУ с ДИНА и сеньором Контрерасом, представлено скупыми подробностями - таково мнение Питера Корнблюха, эксперта по Чили, работающего в неправительственном Архиве национальной безопасности. Но это не умаляет значения доклада ЦРУ для установления истины: выплата наградных Контрерасу была произведена в 1975 году, когда в Вашингтоне уже знали о готовящемся их коллегами из ДИНА "устранении" Орландо Летельера.
Напомним: 21 сентября 1976 году в центре американской столицы на Шеридан-серкл взлетел на воздух автомобиль. Сработала радиоуправляемая мина. Погиб находившийся в нем Орландо Летельер, видный чилийский дипломат в правительстве Сальвадора Альенде. В сентябре 1973 году это левое правительство свергли, сам либерал-идеалист Альенде отстреливался до последней минуты. Путчисты воспринимали Летельера "однозначно" - как опасного политического противника, почти "врага народа". Вместе с Летельером нашла смерть от рук профессиональных убийц его секретарь и, что важно, американская гражданка Ронни Моффит. Поэтому власти США никак не могли замолчать это заказное политическое убийство, все нити которого вели к Мануэлю Контрерасу. Сперва американский суд присяжных признал его виновным, а затем и родное правосудие. Сейчас он содержится под стражей на одной из военных баз в Чили.
В докладе утверждается: до насильственной смерти Летельера и Моффит ЦРУ слабо интересовалось, что представляет из себя "Операция "Кондор" - так называлась при Пиночете программа выслеживания и "нейтрализации" политических оппонентов. Когда же стало очевидно непосредственное участие Контрераса в заговоре с целью физического уничтожения Летельера, приведшего заодно и к гибели американки, то у ЦРУ не оставалось другого выхода, как сотрудничать со следствием. Иначе фигура умолчания могла быть квалифицирована как "препятствие отправлению правосудия", что в таком правовом государстве, как Соединенные Штаты, карается жестоко, невзирая на личности и должностное положение.
В октябре широкая публика сможет узнать еще больше о тайных операциях ЦРУ. Предстоит очередной этап рассекречивания новых данных из чилийской папки. Если только шеф ЦРУ Джордж Тенет сочтет это возможным. Пока что, сообщает "Вашингтон пост", Тенет наложил вето на предание гласности нескольких сотен документов из этих архивов, сославшись на потенциальный ущерб от раскрытия "методов сбора информации, которые все еще применяются в его ведомстве".