06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЕНСЕК ПРИГЛАШАЕТ В РЕЙС

Пассажирами самолетов, которыми управлял Алексей Майоров, были Николай Подгорный, Михаил Соломенцев, Григорий Романов, Юрий Андропов, Константин Черненко, Михаил Горбачев, Рауль и Фидель Кастро, многие другие известные персоны.

ЗА ШТУРВАЛ - НА КОСТЫЛЯХ
Если бы этот седовласый, атлетически сложенный человек сел сочинять мемуары, он, как водится, начал бы с детства. Оно пришлось на войну. Отец лег в сырую землю под Сталинградом, а в люди его вывела мама - работящая, стойкая, из тех рязанских женщин, которые, с достоинством вынеся на своих плечах все удары судьбы, оставались цельными, несломленными, жизнелюбивыми до конца своих дней.
Летная биография будущего генерала Майорова началась с московского аэроклуба. А вскоре после того, как он закончил военно-авиационное училище, Никита Хрущев затеял сокращения в армии. Будущий ас стал искать другую дорогу в небо - в гражданской авиации. С блеском окончил школу высшей летной подготовки, а перед тем, как отправиться работать по направлению в город Горький, обязан был получить во Внукове пилотское свидетельство. Надо же было такому случиться, что в это судьбоносное времечко он неудачно катапультировался с тренажера и переломал обе ноги. Целый месяц провалялся в гипсе и жутко боялся, что медкомиссия передвигающегося на костылях свежеиспеченного пилота спишет "вчистую". Но обошлось: хирурги допустили к полетам без всяких ограничений. В Горьковской авиаэскадрилье его встретили с распростертыми объятиями. Пилотов не хватает - летай, родимый. И он летал - в Горьком, позже во Внукове. А потом, став летчиком 1-го класса, "приземлился" на несколько лет в Питере. Там штудировал в Ленинградском высшем авиационном училище гражданской авиации сопромат, а еще штурмовал билетные кассы лучших питерских театров и музеев. Будто знал, что такие удовольствия ему будут выпадать нечасто.
Вернувшись во Внуково, Алексей Майоров стал осваивать полярные полеты. Сегодня - Тикси, завтра - Анадырь... Он одним из первых в стране сел за штурвал новенького Ту-154, когда рулевая и топливная системы у этого самолета были еще очень несовершенными. А через несколько лет не только сам пилотировал Ту на зарубежных линиях, но и вместе с конструкторами совершенствовал эту машину.
И вот однажды способного летчика переводят в отдельный правительственный авиаотряд. Личным пилотом Леонида Брежнева тогда был настоящий ас - Константин Никитенко. Когда его высокопоставленный пассажир умер, Никитенко уже было под 60 лет. И командиром правительственного авиаотряда, стало быть, шеф-пилотом нового генсека тогдашний министр гражданской авиации Борис Бугаев назначил именно Майорова. За надежность.
СПАСИБО ПОДГОРНОМУ ЗА ВОДОПАД ВИКТОРИЯ
Особо памятных воспоминаний о полетах с генсеком Юрием Андроповым у Майорова нет. Взошедший на "престол" уже больным, этот пассажир летал мало. Как, впрочем, и Константин Черненко, пришедший Андропову на смену. Но кое-что у шеф-пилота в памяти осталось:
- Раздается как-то по "кремлевке" звонок от министра Бугаева: надо срочно лететь с Черненко на Кавказ, где для него построена дача. Какие проблемы? Доставил я его благополучно в Минводы. Но через несколько дней - снова звонок. Надо через три часа вылететь за генсеком, прихватив с собой специально построенный немцами автоматический трап с движущейся лестницей. А этот эскалатор еще надо было доставить из Внукова и погрузить. Еле-еле успел. Ну вот наконец сажусь в Минводах, а ко мне бегут рысью чекисты и командуют: не так, мол, самолет поставил, разворачивай другим боком. Не хотели, чтобы кто-нибудь из посторонних видел, как больного генсека будут загружать на борт с помощью эскалатора. Этот перелет для Черненко был последним.
Зато про последний полет Подгорного Майоров вспоминает с удовольствием. Перед тем, как Николая Подгорного на пенсию отправить, Политбюро подарило ему турне в Африку на персональном лайнере.
- Спасибо и Политбюро, и моему пассажиру, - смеется кремлевский экс-пилот. Подарили мне тогда встречу с водопадом Виктория. Ниагару я позже видел неоднократно, а Викторию - единожды, именно с Подгорным.
ДО КАНАДСКОЙ ГРАНИЦЫ С ФИДЕЛЕМ НА БОРТУ
Еще при Брежневе пассажирами Майорова были Фидель и Рауль Кастро. Фидель - это море обаяния, всегда улыбка на лице. Но уж очень остерегался покушений. И вот однажды...
- Я должен был доставить хозяина острова Свободы из Москвы в Гавану, - вспоминает Майоров. - Пролетаем над Атлантикой и вдруг получаем информацию: столица Кубы в связи с непогодой нас не принимает. Назад в Москву не повернешь - горючего не хватит. И я делаю посадку на натовском аэродроме в Канаде. Знала бы обслуга, вознамерившаяся осмотреть самолет, кто у меня в пассажирском салоне спрятался! Кстати, Фидель именно спрятался - под диван, а его охрана выстроилась в проходе с автоматами. Ситуация патовая. Мы не даем канадцам разрешения на досмотр своего "хозяйства", они нам не дают топлива и разрешения на взлет. Тут я вспомнил, что у меня на борту несколько ящиков русской водки. Приказал презентовать ее лично командиру базы. И все наши проблемы решились тут же. Когда я запустил двигатель, Фидель выбрался из укрытия. Наш дальнейший путь прошел без приключений. А уж на родной земле, преисполненный к нам благодарности, Кастро попросил Кремль дать экипажу недельный отпуск. Отправил порыбачить на Карибское море на его личной яхте.
БУКЕТ ОТ ГОРБАЧЕВА
Первый полет с членом Политбюро Михаилом Горбачевым был, можно сказать, нелегальным. При живом генсеке его личный шеф-пилот не имел права развозить других пассажиров. Но весной 1985 года министр гражданской авиации Борис Бугаев отдает Майорову негласный приказ - слетать с четой Горбачевых в Лондон.
Новые пассажиры ему понравились - оба молодые, образованные, доброжелательные. По возвращении в Москву Михаил Сергеевич передал супруге Майорова корзину цветов. А когда Черненко не стало, вопрос о том, кто будет шеф-пилотом нового генсека, вскоре ставшего первым президентом СССР даже не поднимался. Конечно, Майоров. Притом без дублера.
С Горбачевым он облетел всю страну и весь мир. Когда в Армении случилось землетрясение, они срочно вылетели в Ленинакан. По инструкции посадка самолета разрешается при прямой видимости не менее 1500 метров, а Майоров умудрился там сесть при видимости 100 метров. Это была не авантюра, а тот самый профессионализм, при наличии которого пилот и поднимет машину в воздух и посадит даже с закрытыми глазами.
Экстремальной была и другая ситуация, когда однажды он отправился в Кабул за Эдуардом Шеварднадзе. В тот раз отказал один из двигателей самолета, а летать вокруг обстреливаемого аэродрома и "раздумывать", как лучше машину посадить, опасно. Но пилот ее посадил с первого захода.
УСЕЧЕННЫЕ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ"
Майорова, отлично проявившего себя в качестве шеф-пилота Горбачева, сватали даже в министры. Но он, покинув в 1991 году самый престижный правительственный авиаотряд, отбыл руководить представительством Аэрофлота в Скандинавии. Сегодня возглавляет инспекцию безопасности полетов компании "Трансаэро", которой скоро исполнится 10 лет. Она создавалась с нуля, а теперь считается одной из самых надежных не только в России. Ее "боинги" летают по всему свету, а вышколенный летный состав может справиться с любой нештатной ситуацией. Чем гордится в первую очередь Майоров, знающий цену таким ситуациям.
А в правительственном авиаотряде с тех пор, как он оттуда ушел, сменилось семь руководителей. Еще несколько лет назад там было 70 самолетов, осталось вдвое меньше. Увы, и в этом подразделении одно время возобладали "рыночные отношения". Самолеты расходились по сходной цене. Як-40, например, продали за шесть тысяч долларов, Ту-134 -за 16 тысяч. Майоров кручинится, что пилоты летают мало, теряют навыки на земле. Исключение - классный профессионал, патриот авиации, личный шеф-пилот Владимира Путина - Григорий Белодед.
Майорову больно осознавать тот факт, что многие отечественные аэропорты - банкроты, а большое число его коллег, замечательных пилотов, остались не у дел. Работают таксистами, водителями других наземных транспортных средств.
По словам Алексея Григорьевича, в Америке за последние десять лет авиаперевозки выросли вдвое, а у нас упали в семь раз. Статистика уверяет, что 20 миллионов россиян ежегодно летают самолетами. А Майоров знает доподлинно, что таковых всего четыре миллиона - это командированные или люди при деньгах, которые летают по нескольку раз в год. А остальные россияне почти и забыли, как самолеты выглядят.
Он помнит, как лет 30-40 назад пассажирские лайнеры из Внукова в Сочи взлетали через каждые полчаса. Теперь полеты по этому маршруту сжались, как шагреневая кожа, - два в сутки в летний сезон. Шеф-пилот трех генсеков полагает, что в ближайшие годы авиаперевозки у нас еще больше сократятся. Потому что за последние десять лет государство почти ничего не вложило в гражданскую авиацию. Парк самолетов поредел в несколько раз, а авиация сельскохозяйственная практически перестала существовать - 90 процентов "Аннушек" сдано на металлолом.
А КТО-ТО ИЗ ВОЗДУХА ДЕНЕЖКИ ДЕЛАЕТ
На частных предпринимателей надежд у Майорова нет. Многие из них наловчились делать деньги для себя, им до "лампочки" проблемы гражданской авиации, как и многие иные. По признанию Алексея Григорьевича, он у Березовского в "черном списке". И пояснил:
- В каждом государстве есть так называемые навигационные сборы - плата за полеты иностранных судов через наше воздушное пространство. Шли у нас эти сборы в "Аэрофлот". Потом компанию приватизировали. И однажды господин Березовский разослал во все аэрофлотовские представительства телеграммы: пересылать деньги, вырученные от перевозок, в том числе эти самые навигационные сборы, не в Москву, а в Швейцарию, в фирму "Андава". Я протестовал, потому что не понимал и не понимаю, как могли позволить БАБу делать бешеные деньги из "воздуха"?! Уверен, авиацию мы возродим и без него. Надеюсь на государство.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников