НЕСЪЕДОБНЫЙ БУТЕРБРОД

На днях правительство обсуждало вопрос о том, как и за счет чего реформировать пенсионную

На днях правительство обсуждало вопрос о том, как и за счет чего реформировать пенсионную систему. Вопрос этот поднимается не в первый раз. Пять лет назад правительство Виктора Черномырдина обнародовало свой план, и тогда предполагалось, что в недалеком будущем пенсия пожилого человека будет как бы "бутербродом" из трех слоев. Первый - это гарантированная государством небольшая пенсия - для тех, кто не набрал трудового стажа, достаточного для получения обычной пенсии по старости. Второй, более "толстый" слой - государственная трудовая пенсия (в сегодняшнем ее виде), но поделенная надвое. Одна половина должна со временем преобразоваться в страховую пенсию и разрастаться быстрее. И третий слой - это дополнительная пенсия, накопленная на счетах негосударственных пенсионных фондов.
В чем-то власти даже пересолили, выполняя свои замыслы. Казалось бы, всем хорош (особенно в условиях рынка) страховой принцип "накопил - получил". Но применить его надо к тем, кто сейчас еще работает и кто на пенсию выйдет, успев накопить сумму, достаточную для достойной жизни в старости.
Но власти распорядились иначе. С подачи правительства депутаты три года назад приняли Федеральный закон "Об исчислении и увеличении государственных пенсий", которым распространили страховые принципы на нынешних пенсионеров. Скажем, наши отцы не ведали ни сном ни духом, что через много лет их накажут рублем за учебу в вузе - эти годы теперь выпали из трудового стажа. Как и те, что потратили наши матери, поднимая нас, малолетних: они и не подозревали, что этим подрезают размеры своих будущих пенсий. По существу, произошла недопустимая ревизия прошлого этих людей, их материальное положение при этом ухудшено.
Но если уж взят определенный курс, то, очевидно, логично было бы следовать ему и дальше. Тем более что расчетами доказано: если не переводить будущих пенсионеров на страховые принципы, то пенсия с годами выродится в небольшое пособие по старости, равное для всех. Но последние шаги властей последовательными не назовешь. Принят Налоговый кодекс, который объявляет пенсионные деньги социальным налогом (иными словами - государственной собственностью).
- Это шаг в сторону от страховой пенсии, это приближает только к уравнительному госпособию по старости, - сказал мне председатель Пенсионного фонда России Михаил Зурабов.
Так как же быть с накоплениями самих пенсионеров - станут они основой цивилизованного страхования по старости или страховые принципы вообще не будут иметь значения? На что будет ориентирован механизм индексации пенсий - на среднюю по стране зарплату, на прожиточный минимум, на темпы инфляции? Таких вопросов сегодня накопилось много. Пенсионеры справедливо возмущаются неразберихой и несправедливостью в исчислении пенсий, их мизерными размерами. А в правительстве, похоже, также нет единого понимания того, куда дальше править и, главное, какими средствами обеспечивать развитие пенсионной реформы.
- Например, в результате введения Налогового кодекса у нас изменился тариф отчислений страховых взносов, - сетовал М.Зурабов. - Сегодня в фонд отчисляется 29 процентов зарплаты, а после Нового года, когда начнет действовать Налоговый кодекс, этот тариф уменьшается фактически до 25,7. Как обеспечить бесперебойную выплату пенсий, а как и за чей счет реформировать пенсионную систему?
Вот такие трудные вопросы накопились за последнее время. И, казалось, на заседании правительства, которое на днях обсуждало перспективы пенсионной реформы, должны были быть получены какие-то ответы.
По окончании обсуждения Михаил Зурабов выступил перед журналистами с несколькими успокоительными фразами. Он повторил, что в будущем году средняя пенсия достигнет полутора тысяч рублей, добавив, что через десять лет она поднимется до 3000 рублей в месяц и при этом будет на 40 процентов выше прожиточного минимума. Никаких принципиальных решений, которые бы укрепили финансы Пенсионного фонда, по всей видимости, принято не было.
По заявлениям главы правительства, кабинет вновь вернется к обсуждению этого вопроса 5 октября. Будем ждать!