06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 26 Сентября 2001г.
Когда без двадцати одиннадцать вечера весь Большой зал консерватории, отнюдь не поредевший за три с половиной часа рекордного по продолжительности концерта, встал и принялся хором скандировать "Брав-во, бра-во!", - это был не просто успех - триумф.

Так вернулся на днях в Россию Борис Березовский. Парадокс: одиннадцать лет назад этого талантливого пианиста, только что выигравшего конкурс Чайковского, знало куда больше людей, чем его полного тезку, в ту пору еще не ставшего олигархом. Но тогда же музыкант уехал в Англию - и в отличие от большинства наших артистов-эмигрантов, не проявлял за это время интереса к выступлениям на родине. Не из-за каких-то обид - просто молодость и обилие раскрывшихся возможностей не давали впасть в ностальгическую тоску. Борис - увлекающаяся натура: сто концертов в год, записи с крупнейшими дирижерами, партнерами-солистами... Ради этого - редкий случай! - парень даже махнул рукой на диплом Московской консерватории, где учился у знаменитой Элисо Вирсаладзе. Так что, строго говоря, звезда может похвастаться всего лишь средним образованием. Впрочем, западных импресарио это обстоятельство мало волновало...
Но и у самого заядлого космополита защемит сердце, если после десятилетних мотаний по миру его "подловит" (где-нибудь, скажем, в Париже) отечественный менеджер и предложит: а хочешь выступить в Москве, в Большом зале? Отдадим должное президенту продюсерского агентства "Жар-птица" Игорю Беляеву: он сделал именно это - и попал в точку. Идею поддержал ректор Московской консерватории Александр Соколов. Борис же так зажегся, что согласился на целое турне: Москва, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск (в промежутке Париж), снова Омск, снова Москва... Ну а "для разминки" предложил сыграть в столице (чего уж мелочиться) сразу все пять концертов Бетховена для фортепиано с оркестром. В один вечер! Такого до него, насколько известно, не предпринимал никто.
Скажу честно: шел в консерваторию больше "по обязанности" - все-таки событие, пропустить было бы не по-журналистски. Но готовился, как говорится, к худшему, даже таблетки от головной боли припас. Ну а от знаменитой концертной дремы и не чаял спастись.
Однако ни головная боль, ни дрема так о себе и не заявили. Конечно, тут "виноват" прежде всего великий композитор и пять его гениальных творений. Но ведь любую музыку можно превратить в "демьянову уху". Вот здесь уже вступают в силу мастерство и талант Березовского, чье эмоциональное искусство заметно выделяется на фоне гладко-спортивной игры, в последние десятилетия господствующей на мировой эстраде. Между прочим, Борис оказался отличным режиссером, который способен на компромисс в частностях ради успеха целого. В самом деле, наверное, исполняя один только Первый или, скажем, Третий концерт, не стоило так убыстрять темп, что порой музыка напоминала творения весельчака Гайдна или даже "баловня Европы" Россини. Забавный, кстати, момент: сзади одна дама довольно зычно заметила другой: а я и не думала, что эти концерты так похожи (они, скажу от себя, и вовсе не похожи, но общий сумасшедший темп действительно как-то "сблизил" их). Но зато публику не утомили чрезмерным пафосом, и ее восприятие сохранило свежесть к первой кульминации программы - внешне скромному, а по сути глубочайшему (и, к сожалению, редко играемому) Четвертому концерту с его "говорящей" (настолько она выразительна) медленной частью. Кстати, как же здорово Березовский владеет тихим звуком - его "пиано" держит зал почище "фортиссимо" иных записных виртуозов! Шедевром изящества воспринимался и юношеский Второй концерт. Ну а за завышенные темпы монументальнейшего Пятого концерта вовсе не решусь кинуть камень в исполнителей - Березовского и достойно поддержавший его оркестр "Музика вива" под управлением Александра Рудина. Возможно, только так, превратив последнее "аллегро" в грандиозный, космических масштабов вальс (правда, с немалым количеством "киксов"), и можно в пол-одиннадцатого ночи "завести" слушателей почти до состояния экстаза, который выплеснулся в финальной овации...
- Разрешите пожать вашу мужественную руку, - поблагодарил я солиста в переполненной артистической. Улыбающийся гигант Борис (говорят, в одном западном аэропорту стражи порядка попытались скрутить пианиста, спутав его со скандально знаменитой "персоной нон грата", но справиться с силачом им не удалось) в ответ спокойно заявил, что вполне мог бы играть еще - скажем, замечательное авторское переложение Скрипичного концерта Бетховена. Но импресарио Беляев отговорил: дескать, это уж точно будет перебор. Ну ничего, не последнее же турне по России...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников