"СОВЕТСКИЕ ШПИОНЫ ВЕЛИ СЕБЯ ПО-ДЖЕНТЛЬМЕНСКИ"

По внешнему виду Стеллы Римингтон вовсе не скажешь, что эта женщина еще не так давно возглавляла британскую контрразведку, знаменитую МИ-5. Высокая, статная, изысканно одетая дама, скорее, напоминает избалованную жизнью аристократку. На днях в Лондоне вышла в свет книга воспоминаний "бабушки английского антишпионажа", которая вызвала резкое неудовольствие британского истеблишмента. Наш корреспондент встретился со Стеллой Римингтон и расспросил ее о том, что именно возмутило высокопоставленных бюрократов, и как Британия предполагает бороться с терроризмом.

- До какой степени британская разведка вовлечена в сбор информации по различным террористам? Может ли она сейчас помочь американцам в добыче вещественных доказательств?
- О, да! Правда, наши силы в основном направлены сейчас на борьбу с терроризмом в Северной Ирландии, но Ближний Восток также всегда был приоритетным направлением для британских спецслужб. Я могу представить себе, как мои бывшие коллеги переворачивают в эти дни горы накопленной информации в поисках нужных следов и нитей.
- Почему же тогда ни американская, ни британская разведки не предсказали трагедии 11 сентября?
- Серьезные разведывательные организации, как правило, хорошо осведомлены, но самое трудное в нашей профессии - это точно предсказать, где, когда и кто именно.
- А расследовать легче?
- Не надо ничего упрощать. Сбор разведданных - сложный и кропотливый процесс. Информация собирается по крупицам и потом тщательно анализируется. Мне представляется, что распутать это преступление будет не так уж трудно, потому что в нем было занято большое количество террористов. Это обычно помогает. Но не надо забывать, что в наши дни базы террористов находятся в весьма укромных местах, к которым у западных спецслужб почти нет доступа.
- Вы уверены, что за операцией в Америке стоит бен Ладен?
- Бен Ладен, безусловно, замешан во многих террористических актах. Возможно, что и на этот раз нити сходятся к нему. Но иногда первоначальные версии не подтверждаются. Например, после взрыва самолета компании "Панам" над шотландской деревней Локкерби нам казалось, что его организаторами были палестинцы. А позже выяснилось, что за ним стояли ливийцы.
- В последнее время ваш преемник на посту руководителя британской контрразведки по нескольку раз в день посещает резиденцию премьер-министра на Даунинг стрит. Вы не ревнуете?
- Нет. Я чувствую удовлетворение от того, что сделала в свое время. Это очень непростая работа, связанная со значительным стрессом и высокой ответственностью. Мне уже не хочется возвращаться к ней.
- Есть некая злая ирония в том, что книга ваших воспоминаний вышла в свет именно на той неделе, когда случился теракт в США. Скажите, за что на вас ополчились ваши бывшие начальники?
- Ирония действительно есть. А что касается критики со стороны властей, то я не очень понимаю, чем она вызвана.
- Вас обвиняют в том, что вы чуть ли не предали королевскую разведку или как минимум бросили тень на ее репутацию.
- Я не выдала никаких оперативных секретов, не раскрыла никаких деталей, которые могли бы повредить делу. Но мне кажется, что в наше время следует больше говорить о работе служб безопасности. Мир шпионажа покрыт покрывалом таинственности, которое давно пора сбросить.
- Скажите, а когда вы были боссом МИ-5 - вы тоже затыкали рот говорливым сотрудникам?
- Да, потому что так было проще и удобнее.
- А как вообще вы оказались во главе этой легендарной организации?
- После школы я не сумела попасть в Кембридж и поступила в Эдинбургский университет, где изучала английский язык и литературу. В те времена это было чуть ли не единственное высшее образование, доступное английским девушкам. Потом вышла замуж за своего друга детства Джона Римингтона и вместе с ним уехала в Индию, где работала в британском посольстве.
Однажды в 1967 году ко мне подошел один из коллег и предложил перейти на работу в некую частную компанию. Вскоре выяснилось, что это была резидентура МИ-5 в Дели. Там я несколько лет исполняла обязанности секретаря. После возвращения в Лондон не смогла найти другую работу и уже сама попросилась в контрразведку. К моему удивлению, меня приняли.
- В конце 70-х вы возглавляли отдел контршпионажа и в основном, как пишите в своей книге, занимались выслеживанием советских разведчиков на территории Великобритании. Интересно, что сотрудников КГБ, которые были вашими врагами, вы называете "джентльменами". Чем это объяснить?
- Я имела в виду, что советские разведчики действовали по правилам нашей профессии. Они занимались сбором информации, а не терроризмом. Они были умны, изобретательны, умели переигрывать соперников, а когда проигрывали, то вели себя с достоинством.
- После падения СССР вы ездили в составе делегации МИ-5 в Москву и встречались с руководителями российских спецслужб.
- Да, они попросили нас рассказать, как действует разведка в условиях демократии. Мы поделились тогда с ними многими методами своей работы.
- В архивах российских спецслужб наверняка есть немало материалов, которые могли бы сгодиться в борьбе с терроризмом. Происходит ли обмен подобной информацией?
- Опыт и информация, накопленные вашими специалистами, - большая ценность. Думаю, Западу будет намного легче победить террористов, если российская разведка будет делиться с ним своими секретными материалами.