ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС

На дальние расстояния с Востока на Запад грузы лучше везти поездом. Это значительно быстрее и дешевле, чем по морю через Суэцкий канал. Но чтобы поезда снова начали стучать колесами по дорогам Северной Кореи, эти дороги надо фактически построить. О том, сколько времени и средств потребуется на осуществление проекта строительства дороги Корея - Транссиб, рассказал на брифинге журналистам первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин.

Брифинг начался с урока географии. Журналистам раздали карты, на которых были изображены сегодняшние пути следования грузов из Южной Кореи и Восточно-Азиатского региона в Европу. Синий цвет означал путь по морю, красный - по железной дороге. Невооруженным глазом видно, что посуху путь раза в два короче. И, как объяснил Владимир Иванович, - соответственно дешевле.
Журналистов, естественно, интересовало: сколько будет стоить реализация этого проекта и через сколько лет он окупится? Цифры Якунин назвал такие: железная дорога обойдется ориентировочно в 2 миллиарда долларов, разработка проекта - в 900 млн., окупится через 12 лет. И предупредил: цифры эти сугубо приблизительные.
- Сегодня еще не сделано технико-экономическое обоснование, - объяснил Владимир Иванович. - Пока даже неясно, по какому пути пойдут поезда. Есть три варианта. Самый длинный, самый дорогой, но и самый надежный путь должен пройти через всю Северную Корею в Приморье и дальше по Транссибу и БАМу. Его длина от Сеула до Бреста свыше 11 тысяч километров. В этом случае перевозка одного стандартного контейнера обойдется в 1200 долларов. Кроме того, есть еще два железнодорожных варианта длиной в 9 и 10 тысяч километров. Они более экономичные, но менее надежные, ибо поезда идут через много стран. Самый короткий - в обход Каспия с юга - идет через бурлящий котел Ближнего Востока.
Какова степень участия России в проекте и кто будет строить северокорейскую часть пути? По мнению зам. министра, скорее всего строить будут три главных участника: Россия, Северная и Южная Кореи.
Если участники договорятся, то "стройка века" будет впечатляющая. Предстоит строительство и реконструкция 742 мостов, путепроводов, виадуков, 134 тоннелей, 142 станций. Кроме того, надо обновить 767 км действующих линий и проложить 14 км новых путей.
Финансирование будет вестись по принципу международного консорциума. Основные его участники те же: Россия, Северная и Южная Кореи.
- А будет ли в этом участвовать Япония? - поинтересовался ваш корреспондент.
- Япония, бесспорно, заинтересована в таком строительстве. Но будет ли она в нем участвовать, покажет время, - ответил Якунин. А в ответ на вопрос: какова же в проекте доля России в денежном выражении, - зам. министра напомнил известный принцип: не стараться делить шкуру неубитого медведя.