СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН

Ученые итальянского Института междисциплинарной психологии провели исследования на тему мужской привлекательности и выяснили, что, по мнению молодых итальянок, самые хорошие любовники - начальники. Служебный роман вносит, оказывается, в жизнь итальянок столько положительных эмоций, что они всегда и в любой обстановке готовы крутить любовь, лишь бы партнер был "влиятельным мужчиной, занимающим высокое положение в обществе". Исследователи полагают, что женщинами движет в первую очередь инстинкт самосохранения: с властными любовниками они чувствуют себя защищенными.А что думают об этом россиянки, как относятся к служебным романам?

Светлана Немоляева, народная артистка России:
- Мое отношение к так называемым служебным романам нормальное, сочувственное и уж никак не осуждающее, если, конечно, они основаны на любви. Какая, в сущности, разница, где именно разворачивается любовная история: в домашних ли условиях, на отдыхе в курортном городке или на службе? Если люди любят друг друга, то не имеет никакого значения - холостые они или семейные и кто они - начальник ли с секретаршей, двое равноправных научных работников или же артисты, занятые в одном спектакле или фильме.
Любовь, в том числе и неразделенная, прощает все. Это я постаралась показать и через свою безнадежно влюбленную героиню в фильме "Служебный роман". Ведь ее можно было воспринять и с неприязнью: дескать, цепляется влюбленная дура к сослуживцу-начальнику, преследует его, не дает проходу и не хочет понять, что она ему безразлична. А я увидела в ней другое: женщину, умеющую жить сердцем, но задавленную серым бытом, однообразными буднями, душевным одиночеством. Ей хочется любви, хочется праздника. И я рада, что мне удалось вызвать у зрителей именно такое, доброе и сочувственное отношение к моей героине - неудачнице в любви. Знаю это из писем, которые я получила после фильма во множестве. Некоторые носили исповедальный характер. Одна женщина, например, написала так: "Вы как будто подглядели мою жизнь..."
Эмма Должикова, директор Института красоты:
- Не могу сказать, что мои начальники - мужчины сексуально привлекательные. У меня прекрасная семья и самый желанный мужчина для меня - муж, с которым мы знакомы еще со школы. Что касается сотрудников института, то у нас в основном работают женщины и служебных романов, слава Богу, пока не было. Я думаю, что на производительности труда они отразились бы не самым лучшим образом.
Нина Ананова, директор фабрики "Ростовская финифть":
- А что, может, и на самом деле мужчины-начальники - хорошие любовники? У нас коллектив - чисто женский, мужчин по пальцам пересчитать можно, так что служебные романы заводить не с кем. А вот раньше, когда представителей сильного пола на фабрике было больше, романы случались. В волосы, конечно, женщины друг другу не вцеплялись, но страсти кипели. Молодые почти всегда потом женились, а люди в возрасте из семей не уходили, их романы незаметно стихали. Лично у меня служебных романов не было, зато был школьный: с мужем мы знакомы со школьной скамьи.
Нина Хахалева, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки:
- И служебные романы у нас не редкость, и семейные пары, которые познакомились в библиотеке, есть. Я знаю четыре такие семьи, живут все прекрасно, дружно, и представьте себе - не надоедают друг другу, хотя вместе и дома, и на работе. Подробнее рассказать не могу, очень уж истории узнаваемые. Вдруг люди обидятся? Скажу только, что женам, чьи мужья работают в библиотеке, надо всегда быть начеку: кругом ведь столько женщин умных, красивых, молодых. Чтобы кто-то закрутил роман с начальником - такого не знаю, обычно влюбляются друг в друга коллеги, и это, между прочим, весьма отвлекает влюбленных от работы.
Людмила Иванова, народная артистка России:
- Я считаю, что хороших любовников вообще мало - как среди начальников, так и среди подчиненных. У меня на службе романов никогда не было, но тем, у кого они возникают, это, безусловно, идет на пользу. Возьмем, к примеру, театр или кино. Если у артистки муж - режиссер, работа ей обеспечена. Только вот окружающие от этого иногда страдают. В "Служебном романе" мне очень хотелось сыграть влюбленную Шуру, на съемках фильма я даже подходила к Рязанову и просила: "Можно, Шура тоже будет в кого-нибудь влюблена?" Но председателю профкома уготовили иную роль - собирать взносы, таскать лошадь и хоронить Бубликова. Кстати, помните эпизод, где он разглядывает женские ножки? Это был экспромт. А тот, где Алиса Фрейндлих приходит на службу в новом платье, и все бросают на нее взгляды? Обратите внимание, Шура смотрит на нее не с завистью, как многие, а с восхищением, и в этот миг преображается, кажется, что в ней проснулась женщина. По-моему, фильм именно потому так любим зрителями, что все в нем мечтают о счастье и хотят любить, он пропитан любовной атмосферой. У нас в "Современнике" тоже иногда возникает такая атмосфера влюбленности, и в такие моменты очень легко и приятно работать. Между прочим, "Служебный роман" благодаря такой всеобщей влюбленности друг в друга мы сняли быстрее, чем планировалось, и даже сэкономили пленку.
В спектакле по Чехову "Дачные амуры", который я поставила в своем музыкальном театре, все герои тоже хотят любить и быть любимыми. Согласитесь, что может быть лучше?
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна Агаркова, кандидат медицинских наук, сексолог:
- Спектр служебных романов очень широк - от подлинных любовных отношений и до чисто физиологического влечения, вспышки страсти и даже своеобразного "контракта": ты - мне, я - тебе. Для тех, кто любит, это очень серьезная и достаточно тяжелая психологическая ситуация, так как в нее, особенно если речь идет о людях семейных, вовлечены близкие с обеих сторон. Да и пересуды в коллективе, где разворачивается их сближение, способны добавить немало неприятностей и горестей. Так что любовная драма на этом фоне не всегда имеет счастливое разрешение, а гораздо чаще бывает очень болезненной, поскольку влечет за собой разрушение устоев, стрессы, перемены в жизни, на работе и в личных судьбах двух любящих людей.
Кстати, женщины в большинстве своем и психологически, и физиологически более серьезно относятся к любовным связям, больше страдают и "остывают" не так быстро, как мужчины. О разовых интимных контактах, недолговечных вспышках страсти вести разговор бессмысленно, потому что это не роман.
Не повернется назвать романом и чисто "договорные" отношения сторон: я тебе - хорошую должность, высокую зарплату, служебное покровительство, а ты мне - сексуальные наслаждения. Такой "внебрачный договор" может быть заключен уже при приеме на работу, и это сегодня, увы, не редкость. Так что понятие "служебный роман" вобрало в себя широкую, если не сказать - всю гамму человеческих отношений.