ГДЕ ТА "ТУМБОЧКА"?

Новый учебный год обострил многие вопросы образования, ответы на которые зачастую далеко не

Новый учебный год обострил многие вопросы образования, ответы на которые зачастую далеко не однозначны. Ну, например, как решать проблему финансирования этой сферы, нехватки средств на оплату труда педагогов? Ряд интересных предложений прозвучал в Самаре из уст министра образования России Владимира Филиппова, который встретился здесь с работниками образовательных учреждений субъектов Федерации.
Оказывается, проблема финансирования образования актуальна не только для России. От нехватки средств страдают даже педагоги США и Швеции. У нас расходы на образование сейчас больше, чем на оборону, но денег все равно недостаточно. Где же выход? Министр считает, что чем лучше работает учебное заведение, чем выше его авторитет - тем больше у него должно быть денег. То есть следует оплачивать "не стены", а качество услуг. Выяснилось, что подобный опыт уже есть в Самарской области. С уравниловкой здесь покончено и в системе образования: больше средств получает та школа, где больше учеников и выше уровень преподавания.
Но где та "тумбочка", из которой брать деньги? Министр посоветовал создавать образовательные фонды, как это делают за рубежом. Бизнес должен финансировать местные школы не только через бюджет, но и напрямую.
Владимир Филиппов считает далеко не идеальной сложившуюся систему платного обучения в вузах. Студентов разделили на тех, кто раскошеливается "на всю катушку", и бюджетников. Было бы правильнее, считает он, плату за учебу брать с учетом уровня знаний. Если абитуриент недобрал на вступительных экзаменах десять процентов до проходного балла, но все равно желает учиться в этом вузе, пусть платит только десять процентов от установленной суммы. А 50 процентов студентов следует вообще обучать бесплатно.
Еще одна актуальная проблема - единый госэкзамен. Много голосов "за" и "против". Но даже противники ЕГЭ, отметил министр, не могут отрицать равенство возможностей, которое он предоставляет выпускникам. В этом году единый госэкзамен сдавали в 47 субъектах Федерации, в следующем будут сдавать в 62.
Но самых талантливых юношей и девушек следует принимать в вузы вообще без экзаменов, считает Владимир Филиппов. К примеру - победителей различных олимпиад и конкурсов.