НЕИЗВЕСТНЫЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН

В Театральном салоне на Тверском бульваре проходит выставка "Сергей Михайлович Эйзенштейн.

В Театральном салоне на Тверском бульваре проходит выставка "Сергей Михайлович Эйзенштейн. Театр", посвященная великому кинематографисту, талантливому архитектору, незаурядному графику, актеру и режиссеру театра. Экспозиция уникальна: большая часть материалов никогда не выставлялась. Экспонаты относятся к трем периодам творчества художника: ученичество, работа в пролеткульте и театре.
Эйзенштейн начинает публиковаться как газетный карикатурист под смешным псевдонимом Перегринус Тисс. После Октября несколько лет расписывает агитпоезда, играет в агитспектаклях. Потом устраивается в театр художником-декоратором. На выставке передана атмосфера двадцатых годов прошлого века, в которой творили многие талантливые художники. Среди соратников Эйзенштейна - Лев Кулешов, Всеволод Мейерхольд, Григорий Александров, Иван Пырьев, Сергей Прокофьев...
На выставке впервые представлены фотографии, афиши, эскизы костюмов и декораций знаменитых спектаклей: "Царь-голод" (1921), "Шерлок Холмс и Ник Картер" (1922), "Слышишь, Москва?!" (1923), "Мудрец" (1924), "Противогазы" (1924). И здесь понимаешь, что кино Эйзенштейна рождалось непосредственно из театра. Свой первый фильм "Дневник Глумова" он снимает на основе спектакля "Мудрец".
После успеха картины "Броненосец "Потемкин" Сергея Михайловича пригласили в Голливуд, где в знаменитой студии "Парамаунт" он будет предлагать один за другим интересные проекты, которые так и останутся нереализованными. Раздосадованный мастер уедет в Мексику, где снимет "Виват, Мексика!" - фильм, заложивший основу национального мексиканского кинематографа.
Последний зал экспозиции рассказывает об уже немолодом Эйзенштейне, который вновь увлекся театром. Здесь выставлены макеты знаменитой вагнеровской "Валькирии", поставленной в Большом в 1940 году. Интересны два оригинальных автопортрета "Оркестровая репетиция полета валькирий", а также зарисовки "Последнего разговора" из оперы Бизе "Кармен", постановку которой мастер осуществил в 1947 году.
Необходимым дополнением к выставке стала подборка документальных фильмов о творчестве великого мастера, составленная из работ отечественных и зарубежных кинематографистов: "Дом мастера" (1977), "Горе уму: Эйзенштейн и Мейерхольд" (2003), "Невидимый мир Сергея Эйзенштейна" (1998, Англия). Благодаря им я, например, впервые узнал, что в 1924 году Эйзенштейн был отчислен из мастерской Мейерхольда. А в дальнейшем безжалостный и подозрительный учитель станет одним из прототипов Ивана Грозного в знаменитой картине своего нелюбимого ученика. Но, когда в 1939 году Мейерхольда расстреляют, именно Эйзенштейн, сохранит архив великого театрального режиссера.