10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ТОЛЬКО БОРЬБА С "ОБОРОТНЯМИ"

Кушнарев Василий
Статья «НЕ ТОЛЬКО БОРЬБА С "ОБОРОТНЯМИ"»
из номера 179 за 26 Сентября 2003г.
Опубликовано 01:01 26 Сентября 2003г.
Борьба с "оборотнями" в последнее время, конечно, самая яркая и заметная часть "внутренней жизни" МВД. Именно она получила соответствующий резонанс как наиболее важная для общественности. Если можно так выразиться, качество правоохранительных органов - это своего рода качество государства. Одни усмотрели в борьбе с "оборотнями" предвыборный пиар, другие - давно ожидаемый шаг. Разумеется, каждый может трактовать это по-своему. Однако ясно, что этим внутренняя жизнь МВД не исчерпывается.

Насколько руководитель определяет деятельность своего ведомства, вопрос далеко не однозначный. Особенно если речь идет о таком большом и по определению консервативном ведомстве, как МВД. Тем не менее почти всегда можно с уверенностью говорить о том, что министр задает направление изменений в деятельности министерства. В тех случаях, когда ведомственные структуры играют в жизни страны роль, подобную МВД, эти изменения не могут не коснуться самого широкого круга граждан.
Судя по всему, за два с половиной года пребывания на посту министра внутренних дел Бориса Грызлова во главу угла была поставлена задача сохранения работоспособности милиции. Работоспособности не только в смысле умения раскрывать преступления, но и в смысле нацеленности на защиту общества.
Важное условие для достижения этой цели - прямой, честный и откровенный диалог между милицией и обществом. Сегодня можно говорить, что за два года удалось заложить по крайней мере фундамент такого диалога. МВД уходит от лакировки действительности, к чему в прошлом неоднократно прибегали в оценке деятельности некоторых силовых структур. Для того чтобы сделать шаг к открытости министерства, надо было иметь политическое мужество.
Изменился, кстати, сам оценочный подход руководства МВД: судить по результатам реальной, а не бумажной работы. Уровень безопасности граждан как критерий эффективности занял место оценки усилий по составлению протоколов. Новая система оценки, утвержденная в 2002 году и введенная в 2003 году, позволила четко отделить оценку деятельности милиции от обстоятельств внешней среды. Таким образом, была включена "внутренняя защита" от попыток завышения результатов работы подразделений органов внутренних дел. Словом, министр не побоялся "испортить статистику". В результате и внешняя, и внутренняя оценки деятельности милиции получили возможность опереться на гораздо более точную информацию.
Сегодня МВД четко обозначает проблемы, на решение которых направлены его усилия. Предметом особого внимания стала работа с теми материалами СМИ, которые посвящены недостаткам в деятельности милиции: по каждому из них проводится служебное расследование, в ряде случаев завершающееся принятием весьма жестких решений в отношении тех, кто нарушил закон. Министерство подтвердило свою способность не только выслушивать критику, но и учитывать ее в работе. Другим источником информации об оценке гражданами работы милиции, о требованиях населения, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов, стали опросы общественного мнения.
Важной стороной решения задачи достижения открытости всего министерства стала информационная открытость его подразделений, обеспечение оперативного информирования населения. МВД начало широко использовать возможности Интернета. По мнению экспертов, сайт www.mvdinform.ru из всех интернет-представительств силовых структур России работает наиболее оперативно (этот фактор, несомненно, внес свой вклад в те вполне положительные оценки, которые МВД получает в рейтингах открытости органов государственной власти). Среди силовых ведомств в этих рейтингах Министерство внутренних дел находится на первом месте.
Новая информационная политика МВД соответствует деятельности министерства в целом. Последний период действительно стал периодом реформ, причем реформ реальных и масштабных. Многие изменения были направлены как раз на то, чтобы сохранить в системе то, что хорошо работает. В других случаях потребовались усилия по воссозданию механизмов работы, которые уже начали забываться, или же формировать новые механизмы, ставшие необходимыми в связи с новыми угрозами.
Прежде всего следует обратить внимание на воссоздание единых принципов построения системы правоохранительных органов. Укрепилось единоначалие, ликвидирована сложная система подчинения, которая была способна провоцировать конфликты между различными подразделениями и службами. Ряд структур, в наибольшей степени подвергшийся коррупционному разложению, был расформирован. Одновременно происходило становление новой системы собственной безопасности, получившей более высокий статус, чем ее предшественники. Ослаблению предпосылок для коррупции способствовало применение принципа ротации милицейских руководителей в регионах.
Пожалуй, важнейшим изменением в региональной политике МВД стал новый порядок назначения начальников региональных министерств, главных управлений, управлений внутренних дел. Старая система назначений, требовавшая длительных согласований кандидатуры начальника с губернатором, создавала прекрасную возможность получить послушную губернатору милицию, но совершенно не решала проблему единства всех органов внутренних дел в масштабах страны. О том, насколько старая система благоприятствовала коррупции, подробно рассказывать нет необходимости. Из этого совершенно не следует, что все региональные милицейские начальники были коррумпированы. Но говорить, что все региональные милицейские начальники, назначенные по согласованию с губернаторами, были верны должностным обязанностям, не позволяют широко известные факты. Новый порядок назначения, исключивший требование согласования кандидатов с губернаторами, был шагом к более прочной правоохранительной системе. Кстати, как и создание главных управлений МВД России в каждом из федеральных округов.
Знаковым стало укрепление координации между различными подразделениями. В ряде случаев произошло объединение подразделений, близких по задачам или выполняющих, по сути, те же самые задачи. Впоследствии устранение дублирования начало проводиться и на межведомственном уровне. В качестве примера можно привести передачу функций Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) МВД. Насколько это было необходимо, говорит тот факт, что в исключительной компетенции ФСНП находились только две (!) статьи Уголовного кодекса. Заодно была решена не менее сложная задача - создание нового подразделения осуществлялось таким образом, чтобы исключить негатив, накопленный его предшественником. О том, как работала ФСНП, насколько она была, увы, неэффективна, - написано немало, а сказано еще больше. При строительстве Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в составе МВД России был максимально использован опыт внутримилицейских реформ. Несмотря на похожее название, при создании ФСЭНП большое внимание уделялось проблеме ограничения любых возможностей репрессивной самодеятельности по образцу старой ФСНП.
При рассмотрении милицейских реформ последних двух лет, связанных с созданием в составе МВД новых структур, прежде всего привлекают внимание темпы. Антинаркотический госкомитет был создан и действовал в составе МВД в течение примерно одного года. Тем не менее опыт его работы стал основой для создания Госнаркоконтроля как самостоятельного ведомства. Федеральная миграционная служба, долгое время остававшаяся на уровне организации с непонятными задачами, после передачи в состав МВД стала полноценным подразделением менее чем за год. Новый статус ФМС пошел на пользу российской миграционной политике. Оно опирается на законодательство, при необходимости готовое к дальнейшему совершенствованию; заработала система выдачи миграционных карт, которая становится базой учета и управления миграционными потоками; начато формирование центрального банка учета граждан иностранных государств и лиц без гражданства. Впервые появились основания для оценки количества мигрантов на территории России. Более того, миграционная политика уже в первый год принесла и реальные экономические результаты: это не только результаты начавшегося вывода мигрантов "из тени", но и больший финансовый порядок в самой миграционной службе, где по целому ряду расходных статей удалось добиться экономии и рациональности в расходовании средств.
Как именно отразились все эти структурные изменения и новые принципы на показателях работы системы? Если говорить о непосредственно "милицейских" результатах, то наиболее серьезным событием здесь стало, безусловно, наметившееся сокращение числа преступлений. Чтобы это сокращение переросло в устойчивую тенденцию, предстоит сделать еще немало. То, что оно может стать таковой, подтверждает прежде всего сокращение тех видов преступлений, которые являются наименее латентными, наименее подверженными утаиванию от учета. Среди таких сократившихся видов преступлений - убийства, грабежи с проникновением в помещение, бандитизм.
Если говорить о дальнейших изменениях в деятельности МВД, то они, по-видимому, будут следовать уже намеченному курсу. В частности, это касается действий по укреплению диалога между милицией и обществом, большего внимания к решению задач "низового" уровня, профилактических задач. На это указывает деятельность возглавляемого Борисом Грызловым Межведомственного оперативного штаба по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. В этом ряду стоят также поддержка общественников, оказывающих содействие органам правопорядка, последнее повышение зарплаты участковым и обеспечение их более тесной связи с жителями. Сегодняшнее МВД считает взаимное доверие население и милиции одним из главных факторов, если не самым главным фактором, эффективной милицейской деятельности.
Милиция оказалась способной обеспечить высокий уровень безопасности таких мероприятий, как 300-летний юбилей Петербурга, где задача поддержания правопорядка на народных гуляньях сочеталась с задачей обеспечения безопасности глав государств и правительств. Необходимый уровень безопасности был обеспечен и в ходе празднования Дня города в Москве. И это дает основания полагать, что милиция не только может учитывать уроки прошлого, но и будет их учитывать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников