В ОЖИДАНИИ ПОТОПА

Заявление министра экономического развития и торговли Германа Грефа о необходимости поднятия уровня воды в Волге в районе Чебоксарской ГЭС на пять метров вызвало крайне резкую реакцию в Нижнем Новгороде. Губернатор Валерий Шанцев немедленно направил несколько писем в правительство, МЧС, Министерство обороны и Министерство транспорта.

Местная власть всерьез обеспокоена судьбой почти четверти территории Нижегородской области, которая по воле Грефа и Чубайса может уйти под воду. В зоне затопления окажутся земли Борского, Лысковского, Воротынского районов, а также заречная часть Нижнего Новгорода.
Формально поднятие уровня воды в Волге на пять метров (до отметки в 68 метров по балтийской системе мер) означает вывод Чебоксарской ГЭС на проектную мощность и увеличение выработки электроэнергии на 1,5 млрд. киловатт-часов. В выигрыше остаются РАО "ЕЭС России" и судоходные компании, для которых головной болью стало прохождение маловодных Городецких шлюзов. В проигрыше - десятки тысяч жителей затопленных районов и местная власть, обреченная на бесконечную борьбу со стихией.
На этом фоне почти издевательством выглядит предложение Грефа нижегородцам о совместном финансировании работ по укреплению берега Нижнего Новгорода. "Греф призывает нас заплатить 9 миллиардов, но это не мы затапливаем Нижний Новгород. Почему мы должны за это платить?" - недоумевает губернатор Валерий Шанцев и заявляет, что проект подъема уровня воды ошибочен, а расчеты сделаны некорректно.
Еще более резкую оценку действиям руководителей Минэкономразвития и РАО ЕЭС дал первый вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай, заявивший, что подъем уровня воды в Волге - решение за счет государства коммерческой задачи: "Энергетики стремятся повысить выработку электроэнергии, чтобы потом продать эту энергию государству, вынужденному нести колоссальные расходы на отселение людей". Кстати, цифры расходов значительно разнятся: если Греф оценивает укрепление берегов в Нижнем Новгороде в 19 миллиардов рублей, то Шанцев говорит об убытках в 200 миллиардов.
Руководитель нижегородского экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов полагает, что скорее прав губернатор, чем министр. Конечно, можно укрепить берега, но городу придется без конца откачивать грунтовые воды, а опасность оползней в исторической части вырастет в десятки раз. Напомнил эколог и об опасности социального взрыва. Тридцать лет назад власти подняли уровень воды до отметки в 63 метра, огромные территории были подтоплены, а население так и не получило обещанных за переселение благ. Сегодня жители Макарьева, расположенного чуть выше ГЭС, не верят, что их облагодетельствуют, и не желают покидать дома, которые не решились затопить даже в советское время.
Альтернативное и безболезненное решение проблемы волжского судоходства давно и безуспешно лоббируют в Москве нижегородские власти, предлагающие построить у обмелевшего Городецкого гидроузла низконапорную плотину. В этом случае подтопленными окажутся лишь малоиспользуемые земли на прибрежном участке в 30-35 км. Сквозное судоходство на Волге будет восстановлено. Правда, Чебоксарская ГЭС останется без суперприбылей.
Особую остроту спору придает то обстоятельство, что ради прибылей энергетиков под воду могут уйти православные святыни. "Макарьевский монастырь оборудован необходимыми инженерными коммуникациями, но нет никаких гарантий, что святыня не подвергнется погибели, - с горечью констатирует архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. - Затопят 165 тысяч гектаров земли. Я не понимаю, чем это можно оправдать".
Владыка готовит обращение к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и президенту России Владимиру Путину. А пока в нижегородском Кремле ждут ответов на письма в правительство.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Михаил БОЛГОВ, зав. лабораторией Института водных проблем РАН:
- В зону негативного воздействия, скорее всего, попадут не только земли сельхозназначения, дороги. Возможно, придется перекладывать часть тех же газопроводов. В таких случаях нужна полная оценка того, как проект повлияет на окружающую среду, инфраструктуру, исторические и культурные объекты.
Владимир БУЗИН, доктор технических наук (Государственный гидрологический институт, Санкт-Петербург):
- И сейчас бывают заторы льда от устья Оки до города Дзержинский. А с поднятием уровня воды на 5 метров (это очень много) ледовые заторы только усилятся. Я не уверен, что мосты в том районе, включая строящийся метромост, на это рассчитаны.
Иосиф КОБЗОН, певец, депутат Государственной Думы России:
- Любое агрессивное нарушение экологии воспринимаю крайне отрицательно. Под экологией подразумеваю и природную, и культурную среду. Кстати, вспомните, ведь нижегородские края - это легендарный Китеж, который под воду ушел, когда туда пришли кочевники-завоеватели. А теперь мы сами как завоеватели на собственной земле, которую затопляем без разбора. Никакими сверхприбылями нельзя оправдать утерю сельскохозяйственных земель, да просто красивейших мест. А сколько православных святынь погибнет - храмов, монастырей... Духовный урон никакими деньгами не исчислишь. Да и сама Волга - святыня, сколько о ней песен сложено! Когда же мы прекратим издеваться над великой русской рекой...