В ПЕРЕВОДЕ С ВЕНГЕРСКОГО

Пошла вторая неделя волнениям в Венгрии. Демонстрации и митинги перед зданием парламента с требованием отставки правительства не прекращаются. Сам премьер заявляет, что не уйдет и намерен закончить реформы.

Меж тем с них все и пошло. Весной коалиционное правительство объявило о начале кардинальных, но весьма болезненных реформ в стране. Их суть - жить по средствам. Дело в том, что фактически все 16 лет, прошедшие после развала соцлагеря, экономика не могла преодолеть кризис. Падение промышленного производства, ориентированного в основном на рынок СЭВ, достигало 30 - 40 процентов. Настолько же упал и жизненный уровень. Это было шоком для 10 миллионов венгров, которые жили лучше всех в Восточной Европе. Несмотря на иностранные инвестиции - порядка 40 миллиардов долларов - экономика только два года назад вышла на дореформенные показатели.
И все это время страна занимала и занимала. Дефицит госбюджета при всех правительствах, и правых, и левых, доходил до 10 - 12 процентов, что составляло 3 - 4 миллиарда долларов ежегодно. Миллиардные дыры в бюджете закрывались за счет займов и кредитов, по которым надо платить немалые проценты. Для расчетов с кредиторами приходится распродавать самые лакомые куски госсобственности. Несмотря на это, государственный долг Венгрии уже превысил 50 миллиардов долларов. Получается, по 5000 долларов на человека, включая младенцев и стариков. В собственности государства осталось не так много: почта, национальная авиакомпания, железная дорога. Будапештский аэропорт в прошлом году продали англичанам за 2,5 миллиарда евро, и деньги опять пошли на выплату долгов.
Четыре года назад к власти пришли левые, которые продолжили популистскую политику. Сразу резко повысили зарплаты бюджетникам, пенсии, различные выплаты, хотя экономических предпосылок для этого не было. Очевидно, большие надежды возлагались на вступление страны в ЕС и получение значительных субсидий от Брюсселя - мол, тогда и приведем финансы в порядок. Но в 2004-м страны Восточной Европы приняли в ЕС на совсем других условиях, чем Испанию или Португалию. У Брюсселя уже не было столько денег для поддержки и дотирования "новобранцев". Окончательные надежды на щедрые вливания Евросоюза у венгров, как, впрочем, и поляков, чехов, словаков, развеялись уже в этом году, с принятием нового бюджета ЕС. Денег дают, но слишком мало.
Между тем после вступления в ЕС надо выполнять маастрихтские соглашения. Одно из главных - дефицит бюджета не должен превышать 3 процента (сегодня - свыше 10 процентов). Брюссель неумолим: как говорится, назвался груздем - полезай в кузов. И "диета", предложенная премьером Дюрчанем, оказалась для населения слишком болезненна. Повышение налогов, резкое сокращение административного персонала, закрытие части школ и больниц, введение платного образования и медицины, сокращение потребления населения - и, как следствие, снижение уровня жизни на несколько процентов. Как подсчитал венгерский знакомый, его семья потеряет в год 100 тысяч форинтов в год, то есть порядка 500 евро.
Естественно, населению это не нравится. Демонстрации протеста по этому поводу начались еще летом. На этом же пытается активно играть правая оппозиция, проигравшая парламентские выборы 2006 года и решившая теперь взять реванш на предстоящих 1 октября муниципальных выборах. Последнее обстоятельство тоже объясняет многое.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Могут ли у нас события развиваться по венгерскому сценарию? Шоковую терапию наши граждане уже пережили в 1992 и 1998 годах, когда взлетели цены и люди потеряли свои сбережения. Сегодня предпосылок для кризиса нет - бюджет исполняется с профицитом, внешний долг Россия досрочно погашает, Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы ЦБ растут. Но мы помним, что финансовое благополучие обеспечивает не сильная национальная экономика, а доходы от экспорта нефти, газа и металлов.