03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ФИНАНСЫ И ПОКЛОННИКИ

Агишева Гузель
Опубликовано 01:01 26 Сентября 2006г.
Лет 15 назад глава Оренбуржья, отдуваясь с дороги, поделился: "Ехали мы в Уфу по трассе, и, как только пересекли границу Башкирии, я почувствовал запах денег. Здесь он во всем: какие дороги, здания, сколько машин и каких, как одеты люди. В том, что леса чистые, не замусоренные - бдит районное начальство. И в том даже, что вдоль дорог насаждения в три ряда, никакой тебе пыли..." "А вам-то что мешает посадить елки в три ряда?" - изумилась я. Он грустно улыбнулся: "Где деньги, Зин?!"

Этот разговор мне вспомнился на обсуждении завершившегося в Уфе IV Международного фестиваля тюркоязычных театров "Туганлык". В зале - видавшие виды московские театроведы, единомыслию абсолютно чуждые, дружно восхищались художественным уровнем и организацией. Уж этих-то ни за какие коврижки не заманишь поучаствовать в процессе, если он им не интересен по делу, не сулит ни свежих впечатлений, ни творческой подзарядки. Нет, они знали, чего им ждать от этой театральной традиции, сильной своим особым сплавом яркой зрелищности и высокой метафоричности. И, судя по всему, увиденным нисколько не разочарованы.
Идея фестиваля, как и само название "Туганлык" (родство, братство), была предложена еще в 1991 году Советом республик национальных театров России и Башкортостана и Международной организацией по культурным связям тюркоязычных стран ТЮРКСОЙ. И попала на благодатную почву: после ураганного "парада суверенитетов" наши "государственники", почувствовав опасную близость порога нестабильности страны, как раз тогда забили тревогу. Думаю, именно кто-то из них в тот момент высоко оценил и поддержал идею этой акции, объединившей народы, родственные по культурно-языковым корням. Опыт оказался удачным, и фестиваль решили проводить регулярно. Но в 2000 году наступила пауза, которая обернулась пятью годами простоя: недавние угрозы миновали, а деньги на столь широкомасштабное мероприятие находить стало все труднее. Ведь не секрет, что "музыку" чаще всего оплачивает главный застрельщик, он же принимающая сторона. Вот и на этот раз бюджет фестиваля был заявлен в 7 миллионов рублей, а реальных денег, которыми могли распоряжаться организаторы, набралось едва вполовину этой суммы. Причем самый грубый подсчет - 450 гостей, суточная стоимость номера - одна тысяча рублей, восемь дней фестиваля - и вышеозначенная сумма уже испарилась. А есть еще питание, сувениры, транспорт, печатная продукция, банкеты, призы лауреатам...
Говорили, что директор фестиваля в какой-то момент, презрев мужскую гордость, пошел с шапкой к друзьям-бизнесменам. И это тоже в тюркской традиции: нехватка денег не должна сказываться на гостях. Раз "все, ты мой гость!" - значит, раскошеливайся, хозяин. Так что не надо торопиться завидовать запаху денег.
А что за традицией? За традицией стоит крепкий инструментарий психологического театра додинского образца. Поэтому гран-при фестиваля и получил спектакль Башкирского драмтеатра им. М. Гафури "Пролетая над гнездом кукушки" в постановке Айрата Абушахманова, выпускника мастерской Льва Додина. И даже нетривиальный выбор материала - психологический триллер Кена Кизи, а не что-то национальное - это по большому счету тоже в русле фестивальной традиции: не важно ЧТО, важно КАК - какими средствами, насколько глубоко, свежо, масштабно. Так "Порги и Бесс", исполненная под аккомпанемент дутара, курая, кубыза и зурны, может стать явлением космического масштаба - в принципе. Хотя и национальные спектакли были представлены, и весьма успешные. Например, работа башкирского национального молодежного театра "Радость нашего дома" по повести Мустая Карима. Но объективно не они были лучшими, а воплощения проверенных образцов прозы и драматургии - названный уже "Пролетая над гнездом кукушки" и "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру - спектакль Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-Оола в постановке молодой Сюзанны Ооржак. Вообще обращение к прозе, как заметила профессор "Щепки" Ирина Холмогорова, - явление распространенное. Подтверждением ее слов стал на фестивале и спектакль по прозе Бунина "Морозное дыхание метели" чувашского драмтеатра им. К. Иванова.
15 спектаклей, показанных в рамках фестиваля, разыграли между собой 11 призов, от "За бережное отношение к традиции" и "За воплощение русской классики" до ставших уже традиционными "За лучшую роль второго плана" мужскую и женскую и так далее.
В симпатичном буклете, изданном к началу фестиваля, Михаил Швыдкой произносит такую витиеватую фразу: "Россия - уникальная Ойкумена, где в нередко хрупком мире уживаются и плодотворно сосуществуют различные этносы и конфессии".
- Айхылу, ты не знаешь, что такое "Ойкумена"? - спросил совсем молодой актер у своей столь же юной коллеги.
Та подумала секунду и начала фантазировать. Получалось красиво - что-то типа "маленькая страна, населенная стрекозами и бабочками..." Нечто среднее между клипом Наташи Королевой и реальными лугами башкирского Зауралья. Вспомнился Александр Филиппенко с его монологом из "Взрослой дочери молодого человека". Как они, не зная перевода, вообразили себе тако-о-е и та-а-к это выдавали... А пели, как оказалось, про обычный экспресс в Читтануга-чучу. Ведь на самом деле "Ойкумена" - "населенная человеком часть Земли", только и всего. Но пусть они подольше думают, что это край необычный и загадочный, где, кроме бабочек и стрекоз, живут совершенно необыкновенные люди - Театралы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников