ЕЩЕ НЕ ВЗЛЕТЕЛ, НО УЖЕ ПРОСЛАВЛЕН

Первый опытный экземпляр надежды российского авиапрома - новый региональный самолет "Сухой-Суперджет-100" - выкатят сегодня для обозрения публике в Комсомольске-на-Амуре. "Выкатка" - этот термин прижился в авиации еще со времен первых аэропланов. Церемония пройдет в присутствии первого вице-премьера РФ Сергея Иванова на авиазаводе КНААПО. Смогут ли наши авиастроители утереть нос западным конкурентам?

А первый полет новой машины, спроектированной "с чистого листа", ожидается к концу 2007 года. Меж тем портфель заказов российских и зарубежных покупателей уже составляет 71 самолет.
На самолете установлена передовая авионика всемирно известных производителей. Только французский концерн SAFRAN-group обеспечит около 28 процентов комплектующих. Около 25 процентов приходится на двигатель, 3 процента - на шасси, а также на авионику и другие комплектующие. Новые машины оснащаются двигателями SaM146 разработки компании PowerJet - совместного предприятия Safran Group и НПО "Сатурн".
Финансируют проект серьезные банки. Так, "Сухой" и итальянская компания Alenia Aeronautica (входит в группу Finmeccanica) создали СП по продажам и обслуживанию. Итальянцы инвестирует 200 - 250 миллионов евро в проект. За рубежом не сомневаются в успехе новой машины, ориентированной не столько на внутренний, сколько на мировой рынок. "Мы предполагаем, что в ближайшие годы нишу на рынке региональных самолетов в России вместимостью до ста пассажиров займет именно этот самолет, и у этой машины блестящие экспортные перспективы", - считает вице-президент компании "Boeing - Гражданские самолеты" Крейг Джонс.
Прогноз производства самолетов этого семейства находится на уровне 800 - 900 штук, оптимистический - на уровне 1200. Можно сказать, что ближнемагистральный самолет "Сухой-Суперджет-100" еще до запуска в серийное производство побил рекорд востребованности на отечественном и зарубежных рынках. Новый воздушный лайнер претендует на роль национального бренда. Кроме базовых пассажирских моделей на 75 и 95 мест, компания разрабатывает бизнес-лайнер. В перспективе на основе "Суперджета" могут сделать 130-местный самолет.
По мнению специалистов КБ "Сухой", им удалось создать максимально безопасный гражданский лайнер. Возможность отказа в работе управления, а также человеческий фактор здесь практически сведены к нулю.
- Грубо говоря, мы имеем на борту не один бортовой компьютер, а 3, 4 или 5. С точки зрения массы или объема современная техника позволяет это сделать. И это в разы повышает безопасность полетов. Они работают параллельно. Если один из них отказывает, продолжают работать те, которые остались исправными, - сообщил "Труду" Александр Долотовский, начальник отдела ЛТХ ЗАО "Гражданские самолеты "Сухого".
Получается, если бы вместо Ту-154 летом 2006 года в небе над Донецком был "Сухой-Суперджет-100", то трагедии можно было избежать. Система самолетов разработки 60-х годов требует, чтобы летчик непрерывно управлял машиной. Это добавляет нагрузку на экипаж. Новый самолет, например, позволяет летчику не наблюдать за управлением. Пилот имеет время, чтобы принять решение, и он свободен от пилотирования в этот момент.
Это будет первый региональный самолет с объемом фюзеляжа, как у магистрального. Комфортабельный салон. Больше пространства для пассажиров - расстояние между креслами - 32 дюйма, большие багажные полки.
Дмитрий Миргородский, вице-президент по обслуживанию заказчиков ЗАО "Гражданские самолеты "Сухого", говорит так: "Управление самолетом предполагает абсолютную минимизацию отказа техники, поскольку такие системы во всем мире зарекомендовали себя как надежные. Кабина, например, спроектирована таким образом, чтобы самим дизайном минимизировать возможность ошибки пилота".
А что думают перевозчики? "Труду" стало известно, что несколько компаний уже подписали контракты о поставке "Сухой-Суперджет-100" - среди них "Аэрофлот", "Красэйр", "Дэльавиа", а также армянская авиакомпания "Армавиа".
- "Суперджет-100" будет летать по маршрутам в 2008 году, когда начнутся поставки, - рассказал "Труду" заместитель начальника пресс-службы "Аэрофлота" Виктор Соколов. - Этого самолета мы ждали с нетерпением. Этот лайнер - олицетворение всего лучшего, что есть в российской промышленности. Поэтому "Аэрофлот" приобретает 45 таких самолетов. Со временем все "Ту-134" и "Ту-154" в компании будут заменены на эти лайнеры и самолеты семейства "А 320".
Долгую жизнь "Суперджету" предрекают и в компании "Красэйр".
- Контракт на поставку 15 самолетов мы подписали еще в декабре 2006 года, - пояснила руководитель пресс-службы авиакомпании Наталья Бурмистрова. - Для нас важно расширить маршрутную сеть и обновить авиапарк. А самолет "Суперджет-100" удовлетворяет требованиям комфорта и безопасности. Первые самолеты ждем в 2009 году, так что у нас есть время подумать, на каких маршрутах они будут задействованы.
ХАРАКТЕРИСТИКИ "СУХОГО-СУПЕРДЖЕТ-100"
Сухой-Суперджет-100-75":
Размах крыла: 27.80 м
Длина самолета: 26.33 м
Дальность полета: 2900 км
"Сухой-Суперджет-100-95"
отличается только длиной - 29,828 м.
МНЕНИЕ КОНКУРЕНТА
Игорь КАЛЫГИН, генеральный конструктор самолета Ту-334:
- Показ "Суперджета" - пиаровская акция. Над машиной еще работать и работать. Ее выкатят из ангара и снова туда закатят на долгое время. Пока это еще, как говорят авиаконструкторы, "скорлупа покрашенная". "Суперджет" не совершил ни одного полета. И не скоро еще полетит, так как требует серьезной достройки, в ходе которой наверняка изменятся в худшую сторону его летно-технические характеристики: по дальности полета, весу и т.д. Преимуществом "Суперджета" принято считать то, что он создается в кооперации с французскими и итальянскими фирмами и тем самым имеет перспективы на международном рынке. Не уверен. Такие гиганты, как "Боинг" и "Эрбас", производящие по 300 самолетов в год, легко расправятся с конкурентом, хотя бы за счет демпинга. На 80 процентов "Суперджет" будет состоять из иностранных комплектующих, то есть отчисления в российский бюджет от его эксплуатации будут минимальны. Предпродажное обслуживание также будет производиться за границей.
Между тем в России уже есть сертифицированный к серийному производству ближнемагистральный авиалайнер - Ту-334. Проектно-конструкторские работы по его созданию продолжались с 1988 года. Первый полет самолет совершил в феврале 1999-го. Производиться он будет на Казанском НПО им. Горбунова. Я не вижу никаких преимуществ "Суперджета" перед Ту-334, который является чисто отечественной разработкой, причем более дешевой, более экономичной, более удобной в эксплуатации.