Главная Культура 00:12 26 Сентября 2013 2644
Эрнест Мацкявичус: Театр становился как-то дальше, а литература - ближе

Известный тележурналист издал книгу отца

Сергей Аман

Тележурналист Эрнест Мацкявичус — сын Гедрюса Мацкявичуса, основателя пластического театра в СССР. Его спектакли «Преодоление», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стали культовыми для своего времени. Много лет Гедрюс писал книгу о своем видении пластического театра, но издать не успел, умер в 2008 году. Эрнест после смерти отца издал его книгу, которая называется так же, как и спектакль: «Преодоление». В ней он написал свою главу о том, кем был для него отец.

Эрнест, книга — дань памяти отцу или что-то большее?

— Последняя глава называется «Реквием», отец ее написал в 1989 году, когда сам принял решение уйти из театра пластической драмы. Там был конфликт очень похожий на тот, что произошел потом между Юрием Любимовым и актерами Театра на Таганке. Существует какая-то неизбежность, наверное. Отец был вынужден из театра уйти, но потом, конечно, многое переоценил, в том числе и актеров, которые с ним конфликтовали. В итоге он их простил и со многими даже потом работал, но в каких-то уже антрепризных делах. При этом он даже во вступлении к этому «Реквиему» пишет, что ничего не стал переписывать, потому что это те эмоции и те ощущения, которые он испытывал именно в тот момент. Это, кстати, характерно для его творчества — он никогда не переделывал спектакли. Было у него ощущение, что это фиксация именно того состояния, в котором находился режиссер, когда начиналась «трансляция из космоса».

— Вы увлекались театром, почему же победила журналистика?

— Просто она, наверное, на тот момент перевесила. Театром я занимался, когда мы только переехали в Москву, когда мне было лет 10. Я ходил к отцу в студию, на разные постановки, но вот это клеймо сына интеллигентных родителей: Мне было как подростку важно самоутвердиться. И поэтому я старался от театра как-то абстрагироваться, что ли. Мол, да, конечно, отец у меня режиссер, но я такой же, как и вы, гопники в кирзачах и телогрейках, которые проводят свободное время в канализационном коллекторе. Видимо, вот эти подростковые ощущения меня довольно далеко отбросили от театра. А литературная жилка — она все равно билась: приходилось писать какие-то сочинения, немножко стихи, басни, сценарии для кукольных театров. Но по мере взросления театр становился как-то дальше, а литература вроде бы ближе.

И я поступал на журфак сразу после школы — правда, не поступил, потому что срезался на сочинении, и ушел в армию. Служил в пограничных войсках, сотрудничал с газетой «Пограничник». А после армии вернулся и уже без особого труда поступил сначала на рабфак, а потом на журфак. Кстати, при поступлении — что для меня было тоже важной победой — за сочинение, на котором я погорел сразу после школы, я получил пятерку. Единственный со всего нашего рабфака, а там было человек 70. Я достаточно успешно занял свое место в профессии, тогда еще на НТВ. Еще даже учась на журфаке, начал работать в штате парламентским корреспондентом — и вот пошло как пошло.

— А как вы добрались до легендарного бард-клуба «Гнезда глухаря»?

— Мне позвонили оттуда и сказали, что организовывают конкурс поющих журналистов. Мол, мы слышали, что вы играете на гитаре и поете, не хотите ли принять участие? Я спросил: «А надо петь что-то определенное или можно свое?» Они: «Как, у вас есть свое? Конечно, свое!»

Я крепко задумался. Товар ведь всегда хочется показать лицом. А даже хорошая песня лучше звучит с аранжировкой. Я попросил Машу, вдову Александра Фраучи, познакомить меня с кем-нибудь из ребят-гитаристов, кто согласился бы мне хотя бы две песенки аранжировать, чтобы мы могли вместе это исполнить. А музыкой я занимался с детства, учился именно у Александра Фраучи, это замечательный классический гитарист. Плюс я, конечно, любил и авторскую песню, дома всегда звучал Окуджава.

А потом решил попробовать сам что-то написать, что-то такое придумал и исполнял своим друзьям. Но вдруг заметил, что они, конечно, слушают, но хлопают вежливо, и особого энтузиазма не замечается. Надо было исправлять положение.

Так вот Маша познакомила меня с потрясающим человеком, Дмитрием Муриным, замечательным гитаристом, с которым мы очень подружились. Мы сделали две песни, выступили. Вот это выступление в «Гнезде глухаря» стало, наверное, самым мощным катализатором, потому что, честно скажу, у меня потом были концерты, но такого зала, как там, не было никогда. И вот мы так стали работать. Теперь иногда небольшие выступления, иногда сольники проходят, иногда «рассольники». (Смеется.)

С.Ы.Н.

(Фрагмент из главы об отце)

Мы сидели на кухне и добивали партию в «Эрудит». Была такая настольная игра (она, кажется, есть и сейчас), в которой участники из доставшихся им букв должны составлять слова, пока на доске не появится лабиринт из существительных, напоминающий кроссворд. «Эрудит» считался игрой интеллектуальной, и его выставляли на стол, когда в доме собирались люди, считающие себя интеллектуалами. Поскольку других у нас не бывало, в «Эрудит» играли почти каждый вечер. Вот и сейчас — игра подходила к концу, у папы осталось только три буквы, я их запомнил хорошо: «Н», «С» и «Ы». Он думал минут десять, но слово не складывалось. В конце концов я не выдержал:

— Попробуй слово «сын»!

— Сын? — он недоверчиво посмотрел на меня, потом на доску, составил слово, снова задумался. — А что такое сын? — вдруг спросил он после паузы и поднял на меня полный недоумения взгляд.

Вокруг засмеялись, я обиделся, потому что он не шутил — он действительно не очень хорошо знал, что такое сын. Но он знал нечто более важное, в том числе обо мне. Правда, понял я это гораздо позже...

Первые воспоминания об отце — это человек в фиолетовом трико на сцене какого-то вильнюсского театра и мой потрясенный крик, возмутивший чопорных литовских искусствоведов: «Мама, почему папа синий?»

Потом были короткие встречи в залах ожидания аэропорта — отец работал в Каунасе, мы жили в Вильнюсе, и мама, когда шла повидать его между гастролями, брала меня с собой. Они разговаривали по-литовски, я почти ничего не понимал, но ловил каждое слово и млел от вопросов типа: «Как дела в детском саду?» (Это спрашивалось по-русски.)

Когда я немного подрос, отец начал брать меня с собой в деревню, куда приезжал уже из Москвы. Как правило, поездка начиналась с объявления «литовской блокады», то есть со мной переставали говорить по-русски. Здесь не было никакого националистического и даже педагогического подтекста, думаю, папа просто так понимал методику изучения языка «с погружением». Я держался несколько дней, поскольку при всем благородстве цели средства казались мне оскорбительными, но потом санкции начинали сказываться — моя «международная изоляция» становилась невыносимой, приходилось «ассимилироваться». Но обида, конечно, оставалась.

По-настоящему мы познакомились уже в Москве. После консервативного, буржуазного по-советски и провинциального по-европейски Вильнюса, после квартиры, где телефон звонил раз в трое суток, и это считалось событием, а день завершался «по окончании программы «Время», я попал в торнадо, центром которого стала двухкомнатная квартира на Пролетарском проспекте. Мне казалось, что вся культурная жизнь Москвы, да и светская тоже, крутится вокруг нашего дома. Клубы вредного сигаретного дыма, гости — как непременная часть меню ужина, очень много новых слов и — телефон на длинном шнуре, из которого каждые три минуты кто-нибудь требовал Гедрюса. Если папа сам снимал трубку, разговор обычно выглядел так:

— Алло!.. Здравствуйте!.. Да, здравствуйте!.. Да, конечно!.. А-а-а, здравствуйте-здравствуйте, рад вас слышать, ну — рассказывайте! — Далее шел оживленный диалог с хихиканьем и обменом новостями, после чего отец прощался, «целовал» собеседницу, клал трубку, и задумчиво произносил: — Какая Катя? (Валя, Нина, Наташа)

Там же, в Москве, я понял, что жизнь, настоящая жизнь, после программы «Время» не заканчивается, а, наоборот, только начинается. И еще я узнал, что мой папа — «маэстро». По крайней мере так полушепотом его называли импульсивные тетеньки без возраста, заполнявшие все околотеатральное пространство. Часть их благоговения перепадала и мне, что справедливо. Сын режиссера, да еще главного, да еще гениального — это не просто родственник. Это человек (пусть маленький), который обладает привилегией находиться на одной жилплощади с творцом, зовет творца на «ты» и, возможно, даже знает тайну рождения шедевра, потому что наверняка хотя бы раз видел этот процесс своими глазами.

встречи

«Письменный стол» на двоих

Литературная страница «Труда» осваивает новые площадки — сценические. Наших героев теперь можно увидеть вживую на подмостках бард-кафе «Гнездо глухаря».

14 ноября «Письменный стол» с Сергеем Аманом разделит Владимир Войнович. Все знают Войновича как романиста, создателя незабвенного солдата Чонкина, а между тем Владимир Николаевич — тонкий поэт-лирик.

5 декабря за «Письменный стол» усядется Григорий Гладков. Юбилейный год поэта, композитора, кантри-музыканта подходит к концу. Песенные итоги он подведет вместе с литстраницей «Труда».

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12364
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7779
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7503
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6798
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6574
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?