Главная Культура 18:26 26 Сентября 2017 2051
Нежность брутальных парней

Кинофестиваль «Послание к человеку» провозглашает милосердие главной ценностью

Екатерина Барабаш, Санкт-Петербург – Москва

Кинофестиваль «Послание к человеку» прошел сейчас в Санкт-Петербурге в 27-й раз. О его начале выстрелом из пушки Петропавловской крепости оповестил сам великий Клод Ланцман, что прибыл в Питер специально показать свой новый фильм «Напалм».

Документалисту и журналисту Ланцману 92 года, он элегантен и строен, на шее у него ярко-красное кашне, в руках – модная палка, напоминающая только что выломанную в лесу ветку. «Напалм» – документальный фильм о несостоявшейся любви между автором, то есть самим Ланцманом, и северокорейской медсестрой. Символичный зачин фестиваля, главный герой которого – Свобода.

Здесь все говорит и кричит о свободе, здесь что ни фильм – то напоминание о том, что свобода дана нам от рождения, и только потом разного рода самозванцы пытаются лишать ее целые народы. Кстати, отдельной программой в этом году прошла и программа, посвященная 100-летию октябрьского переворота. Участники фестиваля до последнего надеялись, что президент фестиваля Алексей Учитель пойдет ва-банк и отчаянно покажет свою многострадальную «Матильду», но отчаяния режиссера хватило на то, чтобы устроить тайный-претайный показ картины для узкого круга участников кинорынка «КиноЭкспо», что проходил в эти же дни в городе. Показ проходил на окраине города на ночь глядя, полицейских было больше, чем людей. Впрочем, к «Посланию…» все это отношения не имело.

Зато на закрытии фестиваля Учитель попросил собравшихся поддержать Кирилла Серебренникова, который сейчас отбывает домашний арест. «Мы уверены, что Кирилл ни в чем не виноват, – давайте аплодисментами выразим ему нашу поддержку», – попросил со сцены Учитель. И загремели аплодисменты. Такими вещами, помимо всего прочего, «Послание…» тоже славно.

Было бы странно, если бы слов в поддержку Серебренникова не прозвучало – «Послание к человеку» всегда отличалось слегка бунтарским духом. Хотя в этом году организаторам фестиваля все-таки высказали упрек в том духе, что почему, мол, в программе не было ни одного по-настоящему антивластного фильма? Например, могли бы взять фильм Аскольда Курова «Процесс» об Олеге Сенцове. Организаторы пояснили, что не сумели найти этому фильму места в программе. Ну ладно – Берлин смог, и на том спасибо.

Истинным триумфатором фестиваля стала картина голландского режиссера Гвидо Хендрикса «Чужак в раю» – он получил три награды, причем две из них от критиков. Главные герои картины – мигранты. С ними по просьбе авторов фильма «работает» якобы сотрудник миграционной службы, на самом деле – актер. Он прикидывается то добряком, то суровым экзаменатором рвущихся в Европу жителей Азии, Африки, Ближнего Востока. Актер, которого мигранты принимают за работника миграционного ведомства, искренно рассказывают о своих надеждах на лучшую жизнь, об ужасах своей прежней жизни, от которой удалось сбежать. И становится понятно, что этим людям вряд ли удастся найти теплое место под солнцем Европы – они здесь чужаки. И такими останутся всегда. Да в общем и поделом – сидели бы у себя на родине, там бы и счастья искали. Похоже, начинается усталость от толерантности. И тот факт, что этот фильм получил три награды, показателен. Кроме остроумного хода авторов с фейковым работником миграционной службы, по-видимому, сработала больная тема.

Главный приз – Гран-при – получила выпускница Школы документального кино Марины Разбежкиной Лилия Шейнина. Ее картина «Гармония» – о трех поколениях семьи: пожилой женщине, ее дочери и многочисленных малышах-внуках, живущих в одной небольшой квартире. Смысл жизни семьи – в борьбе за выживание. В этой борьбе победителем оказывается человечность, которая показывает бедности большой кукиш. Смысл борьбы за выживание – воспитание человечности. Вот так неожиданно просто. Выпускники Школы Разбежкиной сейчас получают призы на международных фестивалях все чаще и чаще. По-разному относятся к методу Разбежкиной, которая с помощью камеры фиксирует, наблюдает течение жизни, не вмешиваясь в него, давая всему идти своим чередом, а мы уж за вами понаблюдаем. Натурализм как он есть. Кому-то такой метод кажется отходом от принципов искусства вообще, отбрасыванием кинематографа к люмьеровскому «Прибытию поезда». Кто-то считает такой принцип, наоборот, именно той дорожкой, по которой и должно идти документальное кино назло расцвету формализма в мире. Но в любом случае удачливость многих учеников Разбежкиной на фестивалях говорит о том, что новая школа российского документального кино вступила в новую фазу своего бытования на мировой арене.

«Послание…» провозглашает свободу и готово само копаться в природе человека, чтобы лучше понять того, к кому послание обращено. Современный человек с его тараканами, с его талантами, с его бедами – он какой? В одном из лучших фильмов фестиваля мы слышим грустный ответ: одинокий. «Современный человек» (так и называется картина) Евы Мулвад – о том, как молодой талантливый скрипач, востребованный, удачливый, умный, порядочный, обладающий всем, о чем только может мечтать гомо сапиенс наших дней, – безмерно несчастен. Потому что одинок. Как одинок, вероятно, любой современный образованный человек, у которого есть все. Иногда «все» может стать синонимом «ничего».

Труден путь к милосердию, даже если ты так хочешь им обладать, научиться одаривать им людей. И фильмы о милосердии – редкость, на вес золота. Особенно если сняты без излишних сантиментов, без мелодраматических слез. Итальянский фильм «Вергот» о молодом парне-гее из итальянской деревушки и его брутальном папе, который вместе со старшим брутальным же сыном отказывает парню в праве на странности собственной природы, неожиданно выруливает на то самое милосердие. Они природным чутьем сами приходят к непростому решению – любить младшего таким, каким его создала природа. И это тем более ценно, что герои – этакие два деревенских мачо, два суровых винодела, которые на протяжении фильма ни разу, кажется, не появляются без стакана вина. Они, мягко говоря, не отягощенные интеллигентскими рефлексиями, да и слова-то такого наверняка не знают.

Но что хорошо итальянскому виноделу, то русскому невдомек. Интересно, что для фильма Александра Кузнецова «Освобождение. Инструкция по применению», победившего в национальном конкурсе, в России не нашлось дистрибьютора. Вот ведь странно, правда? История шестилетней борьбы двух девушек с психоневрологическим интернатом, куда их запихнула бодрая российская медицина и никак не хочет выпускать, идеально служит моделью всей страны. Борьба здравого смысла с репрессивной машиной здесь кончается робкой победой первого, и это хорошо, но победа эта слишком локальна, и это печально. Немилосредие давно стало государственной идеологией, его пестуют, его лелеют, ему обучают. А те самые пресловутые 5 миллионов, которые в скором времени придется платить за прокатное удостоверение, скорее всего, лишат нас возможности видеть милосердие даже на экранах. Поэтому «Послание к человеку» с каждым годом будет становиться все актуальнее. Как и вообще кино. Как вообще культура. Как вообще любое послание к человеку, грамотно и от чистого сердца сформулированное.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7731
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5444
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4637
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4228
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4213
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?