ЧУЖИЕ

Во втором часу ночи деревня крепко спала, но когда собака подняла шум, хозяин забеспокоился. У местных жителей в этом году то и дело пропадали животные. Выходить в такую пору даже на свое подворье было страшновато. Но, что поделаешь, узнать причину собачьей тревоги надо. Тем более что не сегодня-завтра буренка должна была отелиться. Вдруг корове нужно помочь.

Когда супруги-пенсионеры заглянули в сарай, их худшие опасения подтвердились: свели злодеи кормилицу. Тут же старики побежали по соседям, стали стучать в окна, подняли участкового.
Ночная тревога поставила на ноги все село. Деревенские, вооруженные кто двустволками, а кто и просто дубинами, оцепили все выезды из Метличьего.
Остановив и осмотрев "Жигули", которые ехали по селу, участковый и крестьяне поняли: это те самые, которых они ловят. Да и лиходеи запираться не стали: следы свежей крови выдали их с головой. За это время четверка скотокрадов успела корову зарезать, разделать тушу, уложить мясо в багажник "Жигулей".
Ворами оказались не местные мальчишки - парням, приехавшим в Россию с Кавказа, по 27 - 30 лет. Хотя даже в этом возрасте двое еще не имели паспортов, только свидетельство о рождении и удостоверение призывника. Видимо, на Урал они приехали из своей страны, спасаясь от армейского призыва. Только старший из них, имеющий семью и троих детей, был зарегистрирован проживающим в селе Каменная речка Троицкого района Челябинской области. Трое других жили тут неофициально.
Все - выходцы из горных кавказских селений. Из таких же крестьянских семей, как и та, что они обокрали. Наверное, и родители у них такие же старики, любовно оберегающие свою скотинку. Россия, приняв парней, не стала им, конечно, второй матерью, но мачехой оказалась доброй, особо не выделяя своих детей и чужих. Сегодня и коренным жителям на селе несладко живется, а старательные трудовые руки в любом хозяйстве нужны. К слову, двое из четверки какое-то время работали: один - в заготконторе, второй - сторожем. Характеристики им были даны отличные. Впрочем, парням честный заработок показался скудным. Они уволились и, вооружившись топором и ножами, пошли грабить приютившую их страну. Ущерб, нанесенный старикам-пенсионерам, был оценен в 12 тысяч рублей.
Троицкий районный суд приговорил каждого к отбыванию наказания в местах лишения свободы сроком на 3 года и 6 месяцев. Осужденные, ранее утверждавшие, что русским языком владеют свободно, подали кассационную жалобу в Челябинский областной суд с требованием пересмотра дела, но уже с участием переводчика. Рассмотрение дела назначено на конец октября. Мы не называем фамилий подсудимых не только потому, что дело не завершено. Просто проблема эта гораздо сложнее, чем просто преступление.
Южный Урал, став приграничной полосой, постоянно испытывает "набеги" преступных группировок из других стран. Причем криминальную ситуацию подогревает не только сосед-Казахстан, но и другие страны ближнего зарубежья. В судах области слушались дела, где фигурировали китайцы и вьетнамцы, афганцы и иранцы. Чуть ли не весь Азиатский континент представлен в исправительно-трудовых колониях региона. Другими словами, российская глубинка вплотную подошла к необходимости осуществления норм международного права. Но есть ли в стране такие нормы?
Вернемся к нашему примеру. Осудили четверых скотокрадов-иностранцев. По мнению судьи Светланы Колпаковой из облсуда, логика вынесения приговора ее троицкими коллегами понятна. Начать с того, что, учитывая чистосердечное признание и раскаяние подсудимых, их положительные характеристики, первую судимость и полное погашение ущерба потерпевшим, наказание, по имеющейся обычной практике, кажется слишком суровым. Но, во-первых, подобные преступления, связанные с кражами скота, эту местность, что называется, достали. Потому общество, частью которого является судейство, вынуждено реагировать адекватно, все более ужесточая наказание. Во-вторых, в дело вмешалась именно иностранная составляющая. На этом "во-вторых" остановимся чуть подробнее.
Представим, что в Метличье заглянули наши российские воры. При той же ситуации районный суд мог бы вынести им приговор, не превышающий трех лет лишения свободы. И воришек тут же амнистировали бы (по Указу президента в честь 55-летия Победы). Они вернулись бы в свои дома (по месту прописки), под наблюдение милиции, судебных исполнителей. Но как быть суду в случае, если преступники в России официально и не проживают? Не может суд приказать участковому наблюдать за осужденным, которого официально на данной территории нет. Не может российский суд и "привязать" иноземца к какому-то конкретному месту проживания иначе, как лишив свободы. Только заключение в тюрьме является сегодня залогом исполнения наказания. Отсюда и приговор - свыше трех лет.
Однако существует международная правовая практика, которая предусматривает еще один вид наказания - высылку из страны, депортацию. Иностранный гражданин, совершивший мелкое преступление и осужденный за него, просто выдворяется на родину без права повторного въезда. Думается, для данного случая такая мера была бы оправданной. Но действующий Уголовный кодекс подобной меры воздействия не предусматривает. Нет в российском законодательстве понятия "лица, пребывание которого нежелательно на территории нашей страны". В то же время другие государства подобный термин не только имеют, но и широко им пользуются. Потому, к примеру, россиянин, совершивший там мелкую кражу, будет в 24 часа выдворен из страны и повторно туда въехать уже не сможет.
Таким образом, развитые страны избавляются от чужаков с криминальными наклонностями. К тому же им не надо будет кормить иностранных граждан в местах лишения свободы. Вот вам и экономия бюджета, и контроль над "импортом" преступности.
Думается, пока наш УК не будет скорректирован с учетом сегодняшней криминальной ситуацией, так и будут кочевать по территории России "иноземные преступники". Будут пополнять нашу криминальную среду, заводя связи не только на воле, но и в колониях, сбиваясь в стойкие преступные сообщества. Если посчитать: сколько тратят налогоплательщики не только на их содержание, но и на содержание тех, кто их ловит, кто их охраняет, - суммы получатся астрономические. Гораздо дешевле было бы просто выдворять этих преступников из страны. По закону. Да в России такого закона пока нет.