ГЛАС НАРОДА, ВОПИЮЩЕГО С ГАЛЕРКИ

Вот типичная сценка "Гласа народа": "Рядовые" зрители, которых в отличие от именитых гостей сажают куда-то на верхотуру, тянут в течение всей передачи руку и не получают слова. Когда же под самый конец кто-то из них все-таки прорывается к микрофону, в первых же словах звучит обида: "Какой же это "глас народа", если простому люду не дают высказаться?"

Прошла пора, когда на улицах стояли телевизионные "будки гласности" и любой человек мог поделиться тем, что у него наболело. Могут возразить: то были годы наивной, митинговой, да и просто бутафорской демократии. Теперь же люди сидят по своим квартирам, общаясь не столько друг с другом, сколько с "ящиком". А мнение миллионов определяют сегодня социологи во время многочисленных опросов. И выдают их итоги по тому же телеку как "глас народа". Особенно занятно, когда ТВ сообщает нам, что мы думаем о ТВ. Это у них рейтингом называется. Михаил Жванецкий на субботней церемонии вручения телевизионных премий назвал рейтинг "могучим посланием тупых тупым". Там же новоиспеченные обладатели ТЭФИ в один голос клеймили рейтинги и апеллировали, минуя выкладки социологов, к народу и его вкусам.
Любопытная получается коллизия: и авторы телепрограмм, и телекритики, и продвинутая часть зрителей чураются вульгарных представлений, согласно которым главная цель - получить любым путем максимально высокий рейтинг. Все выступают за передачи умные, глубокие, значительные. Тем не менее если от широковещательных заявлений перейти к практике вещания, то нередко картина вырисовывается прямо противоположная.
Ее нетрудно проследить на примере такого популярного тележанра, как сериал. Вспомните "мыльные оперы" десятилетней давности. Тогда показывали в основном латиноамериканские ленты. Сентиментальные сюжеты, трогательные отношения между полами, четкий "урок" в финале. Их сменили более мастеровитые, но далеко не бесспорные в нравственном отношении американские сериалы с погонями, драками, кровью.
Отечественное производство сериалов начиналось вроде бы с бытовых, душещипательных жанров. Но затем, видимо, решив заткнуть за пояс заокеанских телевизионщиков, у нас стали снимать "оперы" про наших оперов - простите за каламбур. И что же? Снова насилие, жестокость, стрельба.
В отличие от вяло начинавшихся бытовых мелодрам милицейские ленты снимались быстро, напористо. И вот уже подоспел первый юбилей - вчера в Кремле грандиозным концертом звезд отметили пятилетие "Ментов". Впрочем, "Менты" - ныне уже пройденный этап. Им на смену пришли "агенты национальной безопасности", "каменские", разные там "убойные силы", которым, кажется, несть числа.
Милицейской тематике бросили перчатку на ТВЦ, где по два раза на дню повторяют давний сериал "Мелочи жизни". Хорошо начатый, он был в свое время приостановлен из-за внезапной кончины актрисы Марии Зубаревой, исполнительницы главной роли. И вот теперь, реанимированный, он задает зрителям вопрос о предпочтениях. А как их определить, если не с помощью пресловутого рейтинга? Хотя, конечно, опытный телевизионный руководитель не станет из сиюминутных рейтингов делать далеко идущие выводы. Вл. Саппак, первый отечественный телекритик, отмечал ситуацию в искусстве, названную им "эффектом бумеранга". Чем больше мы читаем, слышим о каких-либо авторах или произведениях, тем чаще при опросе возвращаем эти имена и названия. Таким вот странным образом нередко создаются звонкие "звездные" биографии, так изображается бум вокруг средних телепрограмм, "накачивается" их рейтинг. Зато передачи серьезные, значимые "ссылаются" в ночной эфир. Взгляните на программку этой недели: "Взгляд" - 23.40, "Ночной полет" - 0.15, "Кинескоп" - 1.00, "Вечера с Юлием Кимом" - 23.25, "Цивилизация" - 23.35.
Кстати, о "Цивилизации". Ее автор Лев Николаев, получая в минувшую субботу премию ТЭФИ, остроумно воздал хвалу... бессоннице. Он поблагодарил зрителей, которые смотрят его передачу за счет ночного отдыха. На самом деле, конечно, премию ему дали 29 телеакадемиков, а не зрители. Те готовы полуночничать разве что во имя Лиги чемпионов по футболу. Сошлюсь на голосование с помощью Интернета, которое всю прошлую неделю проводила по программам-соискателям ТЭФИ одна спонсорская фирма. В нем "Цивилизация" заняла лишь 6-е место в своем разряде, а победила, получив в 5 (!) раз больше голосов, передача, выходящая в прайм-тайм.
Опрос в Интернете стал фактически первым высказыванием зрителей о ТВ без посредничества нередко ангажированных социологов. На НТВ, анонсируя репортаж о вручении ТЭФИ, обещали сообщать во время передачи о мнении зрителей. Я ради этого не пошел в киноконцертный зал "Россия", оставшись дома у телевизора. И был разочарован тем, что Леонид Парфенов - он вел эту передачу - сообщил лишь о трех номинациях, где мнение зрителей совпало с вердиктом академиков и где победу одержали, понятно, программы его родного НТВ. Об остальных случаях он даже не обмолвился.
Снова, как и в "Гласе народа", рядовым зрителям не дали слова. Вот те раз: сначала этими людьми манипулируют, представляя лучший телепродукт в худшее время, а затем, делая хорошую мину при плохой игре, приукрашивают простецкие вкусы людей, отождествляя их с мнением высоколобых академиков.