06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СВЯЗЬ И ТАРИФЫ: ПОВОРОТ К РЫНКУ

Кутукова Марина
Опубликовано 01:01 26 Октября 2001г.
11 октября правительство РФ своим постановлением утвердило основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Что от этого изменится для рядового потребителя?

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ:
ЗА ЧТО КУПИЛ - ЗА ТО ПРОДАЮ
Согласно документу, в течение 2001-2002 годов размер тарифов на регулируемые услуги связи должен быть доведен до уровня экономически обоснованных затрат с включением в них нормативной прибыли. Таким образом, уже в ближайшее время размеры тарифов должны приблизиться к себестоимости, которая по некоторым услугам сегодня на 20 процентов выше действующих тарифов. В частности, "себе дороже" связистам местная связь, а особенно - сельские телефонные линии. Затраты на эти услуги до сих пор окупаются самым нерыночным способом - так называемым методом "перекрестного субсидирования", за счет вынужденного завышения тарифов на междугородную и международную связь.
Когда тарифы приведут в соответствие с реальными затратами, цены на услуги связи на местных линиях должны возрасти, параллельно станут значительно дешевле междугородные и международные переговоры. Но цель изменения тарифной политики лежит в другой плоскости. Начинается реальное создание конкурентного рынка, на который сегодня не идут деньги из-за его убыточности. А это - широкие возможности гибкой маркетинговой политики, и в конечном счете удешевление связи и улучшение ее качества, реализация права выбора оператора в каждом городе и на селе. Но не это будет основным результатом преобразования.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ: ТЕ ЖЕ И РЫНОК
Освободить российские телекоммуникации от перекрестного субсидирования - этих пут, мешающих всякому движению, - такая задача стоит перед отечественной экономикой уже давно. Так, еще в 1997 году были приняты документы, предусматривающие уже на первом этапе полное возмещение тарифами затрат на оказание услуг, снижение уровня "перекрестного субсидирования" и переход в 1997 - 1998 годах к системе тарифов для двух категорий потребителей: население и организации. На втором этапе был предусмотрен переход к регулированию тарифов по методу предельного ценообразования. Если бы это было сделано, то мы бы уже сейчас расстались с проблемой очереди на установку телефона, в связь пришли бы миллиардные инвестиции!
Однако все, что связано с тарифами в нашей стране, продвигается с немалым трудом. Каждая подвижка в сторону рынка нуждается в кропотливой "работе с населением", поддержке депутатского корпуса, и все равно без определенных экономических предпосылок останется на бумаге. Так и было долгое время в случае с тарифами на услуги связи. За эти годы выросли и окрепли новые компании: например, операторы сотового рынка, демонстрирующие мгновенную реакцию на любые действия конкурентов, предлагающие действительно выгодные для населения тарифы на свои услуги. Все это вполне наглядно убеждает сомневающихся в достоинствах рыночных механизмов.
Как бы то ни было, настал момент, когда традиционные операторы рынка телекоммуникаций готовы к радикальным изменениям тарифной схемы. Усилиями Минсвязи обеспечена почва для начала этого процесса. И первый шаг, как мы уже говорили, будет сделан в ближайшие год-два. До 2003 года предстоит осуществить переход к регулированию тарифов на услуги электрической связи по методу предельного ценообразования, с учетом инфляционных процессов. Элементы "перекрестного субсидирования" сохранятся только в отношении регулируемых услуг почтовой связи, сельской телефонной связи для населения и телеграфной связи - то есть тех сфер существования связи, которые наиболее близки самым уязвимым слоям населения и где перемены все еще могут оказаться слишком болезненными.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ: ТАЙНА ПРЕДЕЛОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Убрать подпорки из-под тарифов - это еще не все. В этом тонком деле важно грамотно обозначить пределы вмешательства государства. Предельное ценообразование предусматривает установление тарифов на некий совокупный продукт - "корзину" услуг связи. Внутри нее оператор сможет действовать исходя из рыночных соображений. Государство при этом отдает себе отчет, что эти соображения в рыночных условиях будут отвечать идее конкурентоспособности, а следовательно, неприятными последствиями потребителям такая операторская "вольница" не грозит. Регулирование в результате этого не исчезнет, но будет осуществляться по методике, разработанной и утвержденной Министерством по антимонопольной политике, Министерством по связи и информатизации и Министерством экономического развития и торговли. В соответствии с этой методикой оператор связи вправе самостоятельно устанавливать тарифы на отдельные услуги связи, но всякая "корзина" не должна превышать заданного тарифного уровня. Чего и требовалось добиться.
Методические рекомендации по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на регулируемые услуги связи, а также методика определения тарифов по методу предельного ценообразования должны быть разработаны и утверждены в трехмесячный срок, то есть к середине января 2002 года. Время пошло...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников