05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРИЗИС ЛЕГКОГО МЕТАЛЛА

Качаева Иоланта
Опубликовано 01:01 26 Октября 2001г.
Мировой алюминиевый рынок в состоянии глубокой депрессии. "Крылатый" металл падает с неба на землю: настолько резко уменьшилась его цена. За одну тонну алюминия на Лондонской бирже металла в январе этого года давали 1570 долларов. В августе - 1410. В октябре его цена опустилась до отметки 1265 долларов за тонну. Спад цен, по прогнозам экспертов, до конца года не остановится.

Что же послужило причиной кризиса на мировом рынке алюминия? В первую очередь рецессия американской экономики. Она и повлекла за собой снижение темпов роста европейской экономики, спрос на легкий металл резко упал. Борьба на рынке обостряется. Правительства разных стран готовят проекты государственной поддержки своих алюминиевых бизнесменов, дабы спасти их и экономику государства от упадка. Чего нельзя сказать о России. Она как один из ведущих поставщиков алюминия на мировой рынок кровно заинтересована в том, чтобы сохранить свои позиции. В то же время наши чиновники до сих пор сохраняют выжидательную позицию. Они не выстроили никакой политики защиты алюминиевой отрасли, одной из наиболее активно развивающихся в отечественной экономике. Однако полное отсутствие действий со стороны федеральных структур грозит банкротством отечественным алюминиевым компаниям.
Одной из основных мер правительства может стать отказ от сложившейся практики завышения тарифов для алюминиевых компаний при определении уровня платежей естественным монополиям. В крайне неблагоприятной обстановке падения цен на мировом рынке постоянное увеличение тарифов вряд ли объяснимо. Тем более что алюминиевые заводы - крупнейшие оптовые потребители электроэнергии. Поэтому тарифообразование должно быть объективным. Только таким образом можно вывести из сложившихся обстоятельств металлургию, от состояния которой напрямую зависит благополучие экономики государства, а следовательно, и граждан.
Слово остается как минимум за Министерством промышленности, науки и технологий и Министерством экономического развития и торговли. При высоких тарифах на электроэнергию и перевозку металлурги будут вынуждены останавливать свои программы технического перевооружения отрасли. В этом случае прекратится развитие отрасли и ее продукция потеряет конкурентоспособность.
Государственный подход предполагает создание нормальных условий для техперевооружения заводов и решения экологических проблем. Для тех, кто считает, что алюминий необходим лишь для изготовления дешевой кухонной утвари, напомним, что основное его применение - производство различных полуфабрикатов и сплавов. По широте применения сплавы алюминия занимают второе место после стали и чугуна. В виде чистого металла алюминий используется для изготовления химической аппаратуры, электрических проводов, конденсаторов. Наибольшее применение алюминий находит в транспортной промышленности. Высокая потребность транспорта в металле обусловлена его легкостью, а следовательно, более экономичным расходом топлива. Использование алюминия вместо стали позволяет уменьшить вес автомобиля на 55 процентов без потери прочности. В современных автомобилях содержание алюминия составляет порядка 85 килограммов, а в ближайшем будущем его планируется довести до 130 килограммов.
Конечно, денег в российской казне много не бывает. Но чтобы обеспечить стабильные доходы от промышленности, необходимо сперва создать приемлемые условия для ее бесперебойной работы, в том числе с помощью разумного регулирования тарифов - энергетических, перевозочных и многих других. А прибыль металлурги сами будут направлять на переоснащение своих производств. Ведь они прекрасно понимают, что без этого просто не могут противостоять зарубежным конкурентам.
Однако на деле никаких условий для развития промышленности не создается. Компания "Русский Алюминий" (РусАл) - второй по величине производитель первичного алюминия в мире и его крупнейший экспортер - в силу указанных причин уже вынужден отложить ряд своих инвестиционных программ на фоне общего ухудшения конъюнктуры мирового рынка. Компания будет реализовывать лишь самые критически важные для развития бизнеса инвестиционные проекты. В сентябре РусАл сообщил, что отложил намеченный до конца 2001 года выпуск облигаций на сумму не менее двух миллиардов рублей в связи с изменением конъюнктуры финансовых рынков. В октябре РусАл отметил также, что придется сокращать непроизводственный персонал. "Мы не прекращаем усилий, направленных на повышение эффективности бизнеса, и в свете общего ухудшения конъюнктуры рынка алюминия вынуждены принимать жесткие решения. Это позволит нам сохранить прочные позиции к моменту стабилизации ситуации", - говорится в пресс-релизе компании.
Уже с декабря на алюминиевых заводах группы - Братском, Красноярском, Новокузнецком и Саянском - может быть временно снижен размер премий. Работники заводов ожидают, что кризис минует лишь к середине следующего года. После этого руководство обещает восстановить статус-кво.
Пока же ясно одно: если государство не скорректирует свою промышленную политику, то говорить о дальнейшем существовании российской алюминиевой индустрии в оптимистичном тоне вряд ли кто-то возьмется.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников