УРОК ТЕРПЕНИЯ

Каждый день в столичной школе N 678 раздаются телефонные звонки от коллег-педагогов. "Ну заберите вы этого оболтуса, ведь сил уже никаких нет. Все нервы измотал!" - умоляют преподаватели. И "оболтуса" почти всегда забирают. Здесь, в этой единственной школе в Москве, у него есть шанс получить не только среднее образование, но и специальность.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным трудовым обучением была создана восемь лет назад на базе учебно-производственного комбината (УПК) специально для детей, которые в силу тех или иных причин не прижились в других школах. Сейчас здесь учатся 125 подростков с седьмого по девятый класс. Им преподают поварское и швейное мастерство. Мальчишки еще недавно с удовольствием возились с машинами. Но ушел педагог, а нового подыскать не удается - никто не идет работать за копейки. Поэтому пацаны пока вынуждены вместе с девчатами и кашеварить, и делать выкройки.
Обычно двоечников и хулиганов сюда сплавляют директора школ, но иногда ребята приходят и сами. Кто-то хочет как можно раньше получить профессию, у кого-то не сложились отношения с учителями и сверстниками. Например, Женя Зайцев был в прежней школе изгоем. Одноклассники травили его за заикание. Как вспыльчивого и конфликтного ребенка характеризовали преподаватели Андрея Кузнецова. В новой школе в отличие от Жени Андрей учится первый год и еще не успел адаптироваться. Но учителя не торопятся с выводами. "Посмотрим на него к концу учебного года, - говорит директор школы Лидия Червякова. - Обычно этого времени хватает, чтобы ребенок проявил свои лучшие качества. Взгляните на только что набранные классы и на "старичков" - небо и земля. Из разболтанных невежд они превратились в заинтересованных в своем будущем людей".
Женя Палютина, например, за год исправила все свои "двойки" на "четверки" и "пятерки" и перешла в восьмой класс всего с двумя тройками. Объясняются такие перемены просто. Хотя ученики сюда попадают по решению комиссии по раннему отчислению, учителя вовсе не относятся к ним, как к маленьким варварам, скорее, наоборот. Обычно в школах нерадивых сажают "на камчатку" и забывают о них. Здесь же классы небольшие, по 15 - 20 человек, и вниманием никто не обделен.
Есть в школе отделение УПК, где занимаются учащиеся 10 - 11-х классов из других школ. Соседство их не смущает: "У нас здесь полно друзей, - улыбаются девчонки из 508-й школы. - Многие из них раньше учились в нашей школе". Таким образом, проблемные подростки общаются с обычными ребятами. Это избавляет их от комплекса собственной неполноценности, помогает адаптироваться в жизни. Разумеется, не всегда здесь тишь и благодать: случаются и ссоры, и драки, но ни одного ребенка из школы не исключили за безобразное поведение. Разве что самых отъявленных забияк иногда переведут на экстернатную форму обучения - до тех пор, пока не успокоятся.
Бывает и такое, что самые, казалось бы, неисправимые ученики становятся гордостью школы. Вова Бугров прошел через все школы, какие только есть в районе Царицыно, и отовсюду его выгоняли. Когда настало время идти в седьмой класс, родители сделали последнюю попытку и определили сына в школу N678. Первый год учителям трудно было поверить, что этот сатаненек доучится хотя бы до девятого класса. А он пошел в десятый, окончил одиннадцатый, параллельно получил профессию водителя и устроил свою жизнь. Разве не стоило потрудиться над таким "трудным"?