03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"СТРАСТИ" КИПЕЛИ

Николаев Сергей
Статья «"СТРАСТИ" КИПЕЛИ»
из номера 199 за 26 Октября 2001г.
Опубликовано 01:01 26 Октября 2001г.

Открытие "московского этапа" международного фестиваля, посвященного 70-летию композитора Софьи

Открытие "московского этапа" международного фестиваля, посвященного 70-летию композитора Софьи Губайдулиной, вполне соответствовало мировому авторитету нашей знаменитой соотечественницы. В том числе по протоколу: перед публикой Большого зала Консерватории выступили артистический директор праздника, известный виолончелист Владимир Тонха, посол Германии в России Эрнст-Йорг фон Штуднитц (около десяти лет Губайдулина живет в ФРГ), вице-премьер правительства Республики Татарстан Зиля Валеева, рассказавшая об успехе, с которым прошел на родине Софьи Асгатовны первый, казанский, этап фестиваля.
Ну а программа концерта и вовсе выглядела звездной: солисты, хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева впервые в российской столице исполнили новое капитальное произведение сочинительницы - "Страсти по Иоанну".
Написанное на канонический русский текст четвертого Евангелия, произведение удивило (по крайней мере тех, кто давно не слышал работ Губайдулиной) простотой - почти плакатной - выразительных средств. Господствовала интонация эпического, но внутренне эмоционально напряженного рассказа, в котором основная нагрузка пала на солиста-баса Геннадия Беззубенкова, достойно справившегося с задачей. Неожиданно доходчивой, перекликающейся с народными причитаниями, оказалась и мелодика, и гармония, возвращающая нас в лоно почти классического мажора и минора. Сама Губайдулина, которую наши критики привычно причисляют к композиторам-авангардистам, на недавней встрече с журналистами призналась, что настороженно относится к течению под названием "авангард", ибо в этом слове ей слышится нечто воинственное и экстремистское. А экстремизм в любых его проявлениях Софья Асгатовна считает главной опасностью, угрожающей человечеству.
Вот только отчего-то захотелось, придя домой, после беспощадно-трагических, апокалипсических звуков губайдулинской фрески послушать те же "Страсти", какими их услышал 278 лет назад великий мудрец и творец музыкальной красоты Иоганн Себастьян Бах. Как после страшных полотен Сальвадора Дали и других современных художников иной раз непреодолимо тянет взглянуть на "Троицу" Андрея Рублева...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников