ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ ИСХОД

"Ассенизатор" Козлов строит самолеты. И летает на них чаще, чем асы ВВС, - ведь машины Аркадия жгут горючего не больше "Жигулей". Правда, и рискует больше - парашюта-то у него нет...

Аркадия Козлова в селе Люльпаны за глаза называют "летягой" и откровенно им гордятся: на всю республику он один такой авиаспец-самоучка, а на его монопланы люди приезжают поглядеть издалека. На последнем празднике Дня авиации он вновь взмыл в небо. Пристегнувшись к деревянной скамье автомобильным ремнем безопасности, на высоте с полкилометра заламывал виражи на удивление деревенской публике.
Автору этих строк лет пять назад пришлось взлетать с ним в паре, но машиной той он был недоволен: сблокированные мотоциклетные движки явно двоих не тянули, да и внешне самолетик выглядел не ахти. Прощаясь, спросил его о сроках следующего взлета. "Года через два полечу на новой машине", - ответил люльпанский сокол. И вот мы снова встретились у его мини-самолета - совсем другое дело! Его "Ак-4", словно гадкий утенок из сказки Андерсена, превратившийся в грациозного лебедя: изящный фюзеляж, комфортная кабина, алый пропеллер - а-ля "Сесна"!
- Поставил на него мотор от "Волги" в сто "лошадок" - прежний 65-сильный от "Опеля" был слабоват. С пассажиром не тянул. Теперь же форсаж - и вперед! Мне председатель говорит: "Летать летай, но только по утрам, а то коров разгонишь!" Я поднимался уже раз восемь - дорабатывал новый винт.
Испытания продолжаются и на земле: совершенствует редуктор, трамблер - все самодельное, собрано по винтику. Его сарай - конструкторское бюро и сборочный цех одновременно. Работать за целое КБ Аркадию при ставке в 1.400 рублей, конечно же, накладно: один газовский силовой агрегат полмашины стоит! Спрашиваю, во сколько же обошелся ему самолет?
- Сколько стоит, подсчитать невозможно - сборка-то ручная. Детали самодельные. Да и летать на нем, кроме меня, никто не сможет. Я бы его даром отдал, лишь бы заплатили зарплату сторожа - сколько лет при самолете охранником состою!
Впрочем, люльпанскому Икару хватает и земных забот. Он сконструировал и собрал единственный в своем роде трактор с ковшом-опрокидывателем: одноцилиндровый двигатель Андижанского завода 30-летней давности запускается в любую погоду, расходует пол-литра топлива за час транспортных работ, а самое поразительное - нет на нем ни радиатора, ни одного прибора. Он и легковушку собирал из утиля, и грузовичок. Правда, регистрировать их в ГАИ отказывались: не стандарт!
Конечно, трактор в хозяйстве нужнее, чем аэроплан, но без неба Козлов уже не может. Героиня "Грозы" Катерина, помнится, вопрошала: "Почему люди не летают, как птицы?!" Почему же, летают, да еще как!