ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ

Комиссия по административной реформе при правительстве РФ проверила деятельность более 30 тысяч федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) и федеральных госучреждений (ФГУ), управляемых "государевыми людьми" от имени и в интересах государства. В результате две трети этих структур решено "от греха подальше" вывести из федеральной собственности: передать регионам и муниципалитетам, приватизировать и даже ликвидировать. Под вопросом судьба примерно 3 миллионов человек, числящихся в штатах этих организаций.

По словам президента Ассоциации приватизированных и частных предприятий Григория Томчина, за десять лет существования ФГУПов из этого чисто российского изобретения - госсобственности, отданной на откуп чиновникам, - получилась "интернатовская безотцовщина". "Руководитель ФГУП полностью распоряжается имуществом, но ни за что не отвечает и чаще всего ворует", - утверждает Томчин. Глава правительственной комиссии по административной реформе, вице-премьер Александр Жуков признал, что "многие госучреждения вместо оказания услуг, связанных с выполнением государственных функций, предоставляют коммерческие услуги". При этом они, "неправомерно используя закрепленное в федеральной собственности имущество, а также административный ресурс", занимают монопольное положение в соответствующих сегментах рынка, не позволяя развиваться конкурентам. Любопытно, что большинство таких ФГУПов имеют немалые деньги, оставаясь по отчетам убыточными.
Напомним, что ФГУПы появились в России в середине 90-х годов в качестве "альтернативы приватизации". Они создавались там, где государство считало необходимым закрепить свою собственность на предприятия и свое присутствие в каких-то секторах экономики. Работая на коммерческих принципах, ФГУПы формально оставались в госсобственности и под государственным надзором. На деле же эта "помесь коровы с медведем" оказывалась в бесконтрольном хозяйственном ведении руководства (якобы "государево око") - то есть в чиновничьих руках. А эти люди своего не упускали.
Самыми лакомыми ФГУПами оказались те, где с советских времен имелся большой имущественный комплекс в виде производственных и административных зданий и земельных участков. Большая часть этой недвижимости немедленно заполнялась коммерческими арендаторами, а потом под благовидными предлогами продавалась "за долги". Причем нередко новыми владельцами (через подставных лиц) бывшей госсобственности оказывались сами продавцы - те самые "государевы люди", управлявшие ФГУПами от лица власти. За примерами далеко ходить не нужно - в Москве, например, достаточно поинтересоваться, как лучшие дома культуры госпредприятий превратились в казино, а некоторые спорткомплексы - в элитные фитнес-центры.
Особенно бойко идет распродажа в моменты, когда власть по той или иной причине выказывает намерение приватизировать тот или иной ФГУП.
- Как только предприятие вносится в план на реорганизацию или приватизацию, его моментально банкротят, - поясняет генеральный директор Агентства экономических и политических коммуникаций Дмитрий Орлов. - В Москве сейчас это ряд транспортных предприятий, НИИ - в общем то, что связано с большими строениями и территориями. Запускает процедуру банкротства предприятия, как правило, его же менеджмент, рассчитывая через подставные фирмы получить контроль над имуществом. Это уже привело к потере значительных кусков недвижимости. И я подозреваю, что государству будет трудно восстановить управление собственностью где-то над четвертью всех российских ФГУПов...
Но государство теперь намерено расставаться с ними. Что же останется?
На заседании правительства, где обсуждалась судьба госпредприятий, было объявлено: из 25 тысяч подведомственных структур в федеральной собственности останется немногим более тысячи ФГУПов и примерно 9,5 тысячи ФГУ. Ликвидации подвергнутся треть государственных унитарных предприятий в сельском хозяйстве, а в сфере транспорта и связи в федеральной собственности останутся лишь 18 процентов госучреждений.
В сфере здравоохранения государственными (федеральными) останутся почти все (94 процента) научно-лечебные центры, больницы, санатории и т.д. Но лучшие из них - те, что могут сами заработать "на жизнь", - будут акционированы и приватизированы.
В сфере образования в федеральной собственности предполагается сохранить высшие и средние профессиональные образовательные учреждения - они будут переданы в ведение Рособразования. А свыше 2,5 тысячи госучреждений начального профессионального образования уже до конца 2004 года будут переданы регионам или муниципалитетам.
Останутся в федеральной собственности свыше двух третей госучреждений культуры - музеи, библиотеки, ведущие архивы, театры, филармонии, фильмофонды и киноконцерн "Мосфильм". Власть также решила оставить в собственности федерального Центра средства массовой информации, названные "стратегическими" - ВГТРК, Российскую телевизионную и радиовещательную сеть и т.д.
То есть государство намерено оставить себе "рычаги влияния" и "социалку", которую никто другой содержать не сможет. Во всяком случае, в ближайшие годы. В итоге в госсобственности будут с одной стороны - "знаковые" предприятия (Большой театр, кунцевская больница-"кремлевка" - ЦКБ и т. д.), а с другой - самые бедные, самые запущенные учреждения здравоохранения, социальной защиты и культуры. А лучшие уйдут "в рынок" и станут недоступны для малоимущих (но наиболее нуждающихся). Слабым утешением остается мысль о том, что этим "лучшим" уже не будет, как раньше, отдаваться львиная доля бюджетных ассигнований - и самым бедным, может быть, перепадет больше казенных денег.
И последнее. Провести такую широкомасштабную реорганизацию в короткие сроки не получится - уже идут разговоры, что на ликвидацию более 15 тысяч ФГУПов и ФГУ потребуется до десяти лет. Для трех миллионов работников этого сектора госэкономики такая неспешность - благо: есть шанс избежать скоропостижных массовых увольнений. Но при нашей хорошо отработанной системе "прихватизации" имущества ФГУПов за десять лет они и без особых хлопот государства исправно уйдут в чью-то собственность. Уж это у чиновников не заржавеет.