Защита от дурака

В Госдуме решили отсеивать глупые законопроекты на дальних подступах. А то перед людьми неловко, честное слово!

 Думская фракция «Единой России» объявила, что в своей законотворческой работе будет использовать фильтр для тех законопроектов, которые исходят от членов фракции. Фильтр сформирован в виде специального эксперт­но-консультационного совета (ЭКС), через который станут пропускать все законодательные инициативы единороссов. Цель данного нововведения – исключить возможность появления заведомо непроходных законопроектов, которые источник в партии назвал дурацкими.

Если внимательно присмот­реться (да и невнимательно тоже!) к деятельности Государственной думы, то мы увидим невооруженным глазом: такая проблема действительно существует. Мотивы для вынесения дурацких законов на суд общественности самые разные. Кто-то из депутатов мечтает хоть как-то «попасть под лошадь» – добиться упоминания своего скромного имени в новостях. А там – лиха беда начало – и в телепередачу к Владимиру Соловьеву позовут через несколько лет. Кто-то носится с очередной громкой, но бессмысленной идеей не по злому умыслу, а из искреннего желания помочь неразумному населению: просто не знает, как это сделать, а чувства переполняют. А потом все кому не лень высмеивают непрофессионализм господина депутата, а заодно наносят ущерб и партии, в чьих рядах законотворец состоит.

А еще многие вносимые законопроекты дублируют уже принятые и работающие нормативные акты. Так, например, не далее как в среду на первом же заседании ЭКС среди отклоненных предложений из регионов оказался законопроект «О северном оленеводстве», предмет которого полностью регулировался уже существующей федеральной программой.

Приводя примеры громких выстрелов вхолостую, можно вспомнить и нашумевшую этим летом законодательную инициативу депутата Евгения Федорова, который предложил все СМИ, финансируемые из-за рубежа, приравнять к иностранным агентам. Насколько дурацкая эта инициатива, судить не берусь, однако ситуации, когда законопроекты, выдвигаемые членом фракции, отзываются затем самой же фракцией, вряд ли могут служить украшением работы главного законотворческого органа страны.

Кстати, помимо исключения элемента пиара из процесса законотворчества деятельность ЭКС может иметь и иные положительные последствия. Сами единороссы справедливо указывают на то, что работа совета поможет избежать воровства законодательных идей внутри партии, когда один и тот же по смыслу документ вносят две разные депутатские группы – как это случилось недавно с проектом закона, касающегося ограничений на владение чиновниками недвижимостью за рубежом. Все кричат «Автора!», а в ответ раскланиваться выходят на сцену сразу несколько депутатов.

Следует отметить и то, что прохождение законопроекта через ЭКС на предварительном этапе поможет его авторам понять, поддержит ли фракция их инициативу или нет, избавив тем самым от траты впустую их времени и усилий.

Поэтому, несмотря на опасения депутата от КПРФ Вадима Соловьева, предположившего, что появление ЭКС – это фактически введение внутрипартийной цензуры, подобные нововведения стоит только приветствовать. Уж больно иногда хочется повторить крылатое «Парламент – не место для дискуссий», когда сталкиваешься в думской работе с яркими примерами того, что в народе называется балаганом. Взять ту же инициативу ЛДПР о клеймении пьяных водителей (ранее, кстати, эта же партия предлагала аналогичную меру воздействия для чиновников, пойманных на взятках).

Голоса

1. В Санкт-Петербурге депутат-единоросс Виталий Милонов предложил наделить человеческие эмбрионы гражданскими правами.

2. Там же и тот же выдвинул проект закона о запрещении криков, свиста, стука, передвижения мебели, пения, игры на музыкальных инструментах и иных действий, нарушающих покой граждан в ночное время.

3. Комитет Госдумы по природным ресурсам и экологии предлагал законопроект, по которому кошек и собак в городских квартирах можно будет заводить только обладателям определенного количества квадратных метров жилплощади.