Первая очередь новой гидростанции заработала в экспериментально-испытательном режиме.

Гидростанцию «Малышкой Бо» назвал таксист, везший меня накануне торжественного пуска Богучанской ГЭС от поселка Карабула до города гидростроителей Кодинска – 200 км по гравийной дороге. И в ответ на мой удивленный взгляд пояснил: «Люди эту станцию, как младенца, вынянчили. Целый город Кодинск заложили, чтобы она жила. Эта ГЭС, как говорится, наше все. Теперь там такая красотища, что просто дух захватывает! Впрочем, сам скоро увидишь».

На самом деле Богучанская ГЭС впечатляет сильнее, чем самая крупная АЭС. Длина напорного фронта, то есть плотины, составляет 2,7 километров. Высота – 96 метров, то есть настоящий небоскреб. Однако эта на самом деле гигантская – пятая по величине в России – гидростанция так мастерски вписана в ландшафт – сопки, Ангару и водохранилище, что кажется по меньшей мере уместной и даже маленькой. А ее водосброс, который в 1,7 раза мощнее Ниагарского водопада, с далекого берега выглядит просто фонтаном пены из-под винта речного теплохода. Когда ожидаешь увидеть что-то громадное, давящее и даже пугающее, а в результате оказываешься перед убористой и аккуратно вложенной между сопками плотиной, на самом деле хочется назвать ее малышкой.

Все вместе смотрится действительно органично: пена от ревущей в водосбросе Ангары; плотина, состоящая из двух частей – каменной с асфальтобетонной диафрагмой в середине и собственно бетонной, в которой встроены гидроагрегаты; сопки и уходящее вверх на 200 с лишним километров водохранилище. Грандиозное впечатление. На этом величественном фоне несколько легкомысленно выглядит розовая крыша машинного зала. Однако главный инженер проекта Александр Волынчиков говорит, что цвет крыши выбирал не он. Он лично предпочел бы голубой, чтобы гармонировал с водной гладью, но институт «Гидропроект» предоставил заказчику на выбор семь вариантов цвета крыши машинного зала. А кто уже там выбрал розовый, история умалчивает.

Впрочем, видно крышу машинного зала только сверху. А с подъезда к станции, то есть во фронт, станция – бетонная, синяя и белая, – выглядит довольно органично.

Три праздника для ветеранов

25 октября в Кодинске был праздник. Даже сразу три торжественных мероприятия в один день. Запуск на тестовые испытания третьего по счету гидроагрегата БоГЭС (входит в первую очередь станции), 25 лет, как начали плотиной перекрывать Ангару, и, наконец, награждение ветеранов-гидростроителей, многие из которых работали на стройке ГЭС почти 30 лет.

Да-да, БоГЭС – это классический, еще советских времен долгострой. Начали строить еще в 80-х, спустя 10 лет прекратилось финансирование, и все встало. Только в 2006-м проект возобновлен компаниями ОАО «РусГидро» и ОК «Русал» и уже практически доведен до конца. Весь, в целом, с пересчетом на сегодняшние деньги, проект обошелся в 87–89 млрд рублей, или около 3 млрд долларов. Дорого? Ну, смотря с чем сравнивать. Стоимость атомной станции с двумя блоками по 1,2 гигаватта начинается с 4 млрд евро, а в эксплуатации ГЭС, само собой, обходится в разы дешевле АЭС и ТЭС. В 2013-м БоГЭС выйдет на полную мощность – 3 гигаватта – и начнет вырабатывать 17,6 млрд киловатт-часов ежегодно.
25 октября на БоГЭС награждали ударников строительства и ветеранов. В этих сибирских широтах уже зима, поэтому организаторы прямо перед станцией поставили большие палатки из полупрозрачной белой ткани. В такой импровизированной палатке и вручали знаки отличия.

Но сначала глава «РусГидро» Евгений Дод, первый заместитель главы «Русала» Владислав Соловьев и министр экономики Красноярского края Александр Цыкалов в машинном зале нажали кнопку и запустили третью турбину. Потом каждый из руководителей раздавал награды тем, кто особо проявил себя на достройке ГЭС. Специалисты и работники «РусГидро» получали часы, медали и грамоты. Еще 69 человек получат высокие награды на местах. Это не просто моральное поощрение. К примеру, звания «Почетный энергетик» и «Заслуженный работник топливно-энергетической отрасли» дают повышенную пенсию и еще ряд серьезных льгот.

Кто выбрал розовый цвет крыши машинного зала, история умалчивает. Фото автора

Из-за 15-градусного мороза и гололеда строители и инженеры шли от дороги к станции тепло одетые и медленно, аккуратно переступали по льду – буквально гуськом. Площадка постепенно наполнялась гомонящим народом.

– Сколько всего сейчас на станции работников? – поинтересовался я у генерального директора ЗАО «Организатор строительства Богучанской ГЭС» Виктора Александровича Упорова.

– Сегодня – порядка 3 тысяч, – ответил он. – А в 2010–2011 годах, когда на стройплощадке были пиковые нагрузки, доходило до 4 тысяч.

– А куда дели тех, что были тут год назад? – интересуюсь я.

– Ну, наши люди не сидят на месте, – рассказал он. – Закончили свое дело здесь, уезжают на другие стройки. Кто хорошо себя зарекомендовал и набрал квалификацию, того мы сами приглашаем дальше работать с нами на других объектах. Создаем, так сказать, костяк компании. В Сибири еще столько неосвоенных объектов, так что для хорошего работника у нас место всегда найдется.

Она еще строится

Получив награды, в районе часа дня строители, ветераны и руководители потянулись в сторону Кодинска, где в 16.00 должен был состояться праздничный концерт с участием групп Hi-Fi и «Доктор Ватсон».

А наш корреспондент, надев обязательную оранжевую каску и предъявив пропуск, получил возможность осмотреть машинный зал станции. Что сказать – он пустой и громадный: 300 метров в длину и почти 25 в высоту. Турбины, с диаметром рабочего колеса под 8 метров, весом более 155 тонн каждая, почти полностью скрыты под полом. В машинный зал торчит лишь маленькая часть – метровая ось вала. Три ближайшие к входу в машинный зал турбины теперь крутятся (№1, 2, 3) – как говорят спецы, находятся в опытной эксплуатации. Около стенда управления снуют два десятка операторов. Люди всматриваются в показания мониторов, что-то обсуждают. Запускают турбину, проверяют ее в работе, потом испытывают на резкую остановку, потом снова запуск, работа в половину мощности и так далее – чтобы узнать все нюансы гидроагрегатов, которыми им предстоит управлять.

Характерно, что почти все в машинном зале – отечественного производства. Основное силовое оборудование сделано компанией ОАО «Силовые машины». Автоматику и электронику проектировал и устанавливал ОАО «Гидроэлектромонтаж». А также в проекте принимали участие более 30 российских монтажных организаций и порядка 30 организаций-поставщиков. Даже компьютеры и щиты управления делала отечественная компания «Ракурс», хотя некоторые комплектующие использовала импортные, от лучших мировых производителей. Да еще высоковольтные кабели для БоГЭС были выбраны производства Германии – для пущей надежности. А вот трансформаторы, как пошутил начальник строительства БоГЭС Виктор Упоров, непонятно – отечественные или импортные. Поскольку изготовил их Запорожский трансформаторный завод.

Когда ГЭС выйдет на полную мощность, она разделит свою энергию пополам: половину – алюминиевому заводу, что строится сейчас в поселке Таежный, в 120 километрах от Кодинска, а вторую половину – в Объединенную энергосистему Сибири. Скоро местные поселки и лесопилки перестанут работать от дизельных генераторов, а запас энергии позволит развивать в крае добывающую и перерабатывающую промышленности, в том числе в самом Кодинске . Есть планы строить новые целлюлозные комбинаты, потому что товарной древесины в этих местах немерено.

Но пока БоГЭС еще не совсем готова. Еще торчат вверх вдоль плотины 150-метровой высоты подъемные краны, достраивающие гребень и проходящую по гребню дорогу на тот берег Ангары. Еще предстоит смонтировать три гидроагрегата (№7, 8, 9) и доделать на 5–10% другие три (№4, 5, 6). Надо довести до проектной отметки водосброс №2. Довести до ума каменно-набросную часть плотины. Смонтировать освещение по гребню, да построить причалы для эксплуатационных судов в верхнем и нижнем бьефе.

Вот, собственно, и все. Как говорят специалисты, уже в следующем году Богучанская ГЭС будет полностью готова к эксплуатации. Все девять турбин закрутятся, и новый ток, как едва ли не каждый год писали в период активного освоения Сибири, побежит по проводам. Первая грандиозная стройка новой России будет завершена, и окажется, что не только в СССР умели что-то делать.