Кошки-мышки на дороге

Камеры видеофиксации: гроза лихачей или «честное средство по отъему денег у населения»?

Прямо на улице меня затормозили судебные приставы. Сижу в их машине, слушаю и ничего не понимаю. Какие неоплаченные штрафы? Какое нарушение ПДД? За 14 лет, что вожу машину, провинилась лишь пару раз — давно и по мелочи. Приставы вежливо, но твердо объясняют: они только взыскивают штрафы со злостных неплательщиков, а за объяснениями пожалуйте в ГИБДД. Нарушение же, из-за которого весь сыр-бор, случилось в сентябре 2014-го, больше года назад. Да, и как только меня земля носит! В итоге отдаю деньги приставам (в противном случае вышло бы себе дороже) и еду в ГИБДД разбираться.

В райотделе к моим претензиям отнеслись спокойно — чувствуется школа! Не встречали, говорят мне, еще водителей, которые бы признавали за собой вину. Но тут особый случай: нарушение, как сказали приставы, произошло больше года назад, а уведомления я не получила.

«А на наш сайт заглядывали? — спрашивает инспектор Полина Александрова, забивает в компьютер данные моего авто и огорошивает: — О, да у вас тут не одно, а семь постановлений за превышение скорости! И все зафиксированы камерами видеонаблюдения. Говорите, ошибка? Езжайте в главное управление ГИБДД».

Еду. И узнаю много интересного. Центр автомобильной фотовидеофиксации был создан в Питере пять лет назад. Но полноценно заработал он лишь с 2014-го, с появлением на кольцевой дороге стационарных камер высокого разрешения. Возглавляет центр подполковник Дмитрий Василенко. Он согласился побеседовать с корреспондентом «Труда». Естественно, мой первый вопрос — про камеры: неужто они никогда не ошибаются?

«Бывает, лихачи заклеивают или замазывают грязью номера на авто, — признает Дмитрий Александрович. — При изучении видеозаписи можно принять единицу за семерку или шестерку за ноль (это из распространенных претензий к нам). Разбираемся, приглашаем водителя, и, уверяю вас, справедливость восторжествует. А данные на тех, кто закрывает номера, мы отправляем в ДПС — их вылавливают и штрафуют».

По словам Василенко, ежедневно от водителей поступает 50-70 жалоб на автофиксацию, и чуть ли не половина из них связана с обычной житейской ситуацией: машина продана без снятия номеров, а ее бывший хозяин теперь доказывает, что это не он накосячил на дороге, а новый владелец. Переоформление соответствующих документов возложено на нового собственника, а тот с этим не спешит... Сотрудники центра завели в соцсетях блог, чтобы объяснять водителям те или иные «дорожные моменты» и самим учитывать «глас народа».

Все это, конечно, здорово, но я сюда приехала со своей конкретной бедой. Пытаюсь выяснить, как я попала в «злостные». За один лишь сентябрь якобы пять раз нарушила скоростной режим на одном и том же участке, где, кстати, про видеокамеры — ни полслова! И скорость составляла 82-83 км/ч. То есть нарушение незначительное...

«Вообще-то устанавливать дорожные знаки — обязанность собственника дорог, в нашем случае — горадминистрации. К тому же в ПДД нет понятия «незначительное нарушение», — парирует мои доводы Василенко. — Допустимая максимальная скорость движения в Петербурге установлена не дорожными знаками, а правилами: 60 км/ч. Это аксиома, не требующая никаких табличек. Другое дело, если бы вы нарушили скоростной режим на трассе с разрешенной скоростью от 80 км/ч и выше, где были бы нужные знаки, а табличка «ведется видеонаблюдение» при этом отсутствовала. Тогда смело подавайте в суд и выигрывайте процесс, как это сделал недавно водитель в Перми».

Следующий вопрос тоже очевиден: постановление о наказании принято, а соответствующего извещения и квитанции к оплате нет. Как водителю узнать, что он проштрафился? Если бы год назад я получила сигнал о штрафе, других нарушений у меня бы точно не было. Ну не враг же я себе! Но и здесь глава центра непреклонен: «Вам было отправлено заказное письмо. Не дошло? Претензии — к «Почте России». Мы действуем согласно разъяснениям Верховного суда, установившим, что, не получив письмо, вы от получения уклонились. И через 10 дней после его возвращения к отправителю (то есть в наш центр) постановление о наказании вступает в силу. В конце концов, есть интернет-сайт госуслуг, созданный специально для того, чтобы не попадать в такую ситуацию...»

Вот чем точно выигрышна фотофиксация, так это неподкупностью. Никакие знакомства и связи нарушителям не помогут. Все материалы на участников дорожного движения автоматически поступают в профильный центр в течение пяти минут после нарушения ПДД. Три дня дается на то, чтобы специалисты центра сверили данные на автомобили и их владельцев с базой и приняли решение о наказании. Делается это одним нажатием кнопки на компьютере. Стереть, убедили меня, невозможно.

Ну что ж, спасибо за разъяснения. Не сказать, что они меня вдохновили, но давайте попытаемся за моими личными водительскими неприятностями увидеть нечто большее. Сначала — статистика, представленная мне в центре. По итогам 2014 года (напомню: с начала полноценной работы в Питере Центра автомобильной фотовидеофиксации) количество ДТП со смертельным исходом из-за нарушений скоростного режима снизилось в городе на треть, а в целом число ДТП сократилось на 60%. Раньше количество грубых нарушений с превышением скорости более чем на 40 км/ч составляло 60% всех аварий, сейчас — только 11%. Такие цифры убеждают: видеокамеры дисциплинируют водителей.

И все же: если цель наказания за превышение скорости — приучить водителя соблюдать ПДД, то и информировать его о нарушении надо надежно и своевременно. Иначе получается какой-то необъявленный террор. Из семи выписанных мне штрафов пять — сентябрьские, фиксируют превышение скорости на небольшом участке набережной Обводного канала. Там легковушки, автобусы и даже грузовики несутся под 100 км/ч. Получается, и штрафы льются рекой. Так, может, на то и рассчитано?

А в это время

Что ж, трудно не согласиться: под неусыпным оком видеокамер порядка на дорогах в российских мегаполисах стало больше. Но тем очевиднее и политика двойных стандартов, которая зачастую оказывается главнее и ПДД, и законов России. Водители, регулярно вынимающие из почтовых ящиков уведомления о штрафах за превышение скорости на 20 км/ч, так же регулярно наблюдают в Сети или на ТВ сюжеты, где очередной лихач на спорткаре несется по проспектам, круша все на своем пути. И ничего, все сходит с рук...

Вопиющий случай из последних — резонансная авария в центре Москвы, которую устроил на Ferrari некий Томас Левиев, студент МГИМО, очередной мажор, управлявший машиной без прав. Прошла неделя, а из официальных органов вместо подробностей ЧП, в котором пострадали люди, доносятся какие-то невнятные вздохи-выдохи. То ли совершеннолетний, то ли нет. То ли на своем Ferrari, то ли на угнанном, а скорее подаренном на совершеннолетие. То ли папа у него — «бриллиантовый» король, то ли не совсем... Но при чем здесь все это? Почему полиция сразу же, по горячим следам не сделала внятного заявления? Где сообщения о ходе расследования уголовного дела? Вместо этого нам доверительно рассказывают про то, как «тщательно замаскировывали документальные следы пребывания юноши в лечебном учреждении» и про штраф в 15 тысяч рублей, выписанный владельцу сгоревшего Ferrari. А в СМИ гуляют кадры, на которых вконец охамевший охранник юнца Александр Мирилашвили угрожает журналистам и демонстративно наезжает на полицейского, вставшего на пути его авто. Кстати, по свидетельствам очевидцев, сразу же после ДТП с Ferrari Мирилашвили избил одного из сотрудников полиции на месте происшествия. Интересно посмотреть, что стало бы с этим хамом в Израиле, гражданами которого и Левиев, и Мирилашвили являются, решись они там повторить свои трюки. А в Москве им закон не писан?

И опять посыпались громкие предложения ужесточить наказания и даже приравнять управление автомобилем без прав к ношению оружия. Да не надо ничего ужесточать и приравнивать! Достаточно того, чтобы все водители, без исключения, с мигалками или без, на «жигуле» или Ferrari были равны перед законом. А без этого самые совершенные приборы объективного контроля не будут объективными.