Главная Экономика 00:01 26 Октября 2018 2952
Только с парашютом можно долететь

В огромной России аэропортов осталось меньше, чем в заполярной Аляске

Галина Пономарева, Анатолий Журин

Есть хорошая новость: за год в России не закрыли ни одного аэропорта. А в городах, принимавших ЧМ-2018, реконструировали терминалы, взлетные полосы, в Ростове-на-Дону даже построили суперсовременный Платов. Но, конечно, один новый аэропорт не в состоянии закрыть зияющие белые пятна на карте авиационных маршрутов в самой большой стране мира, занимающей территорию в 17 млн кв. километров.

На ежегодной осенней конференции «Развитие региональных аэропортов — 2018» эксперты называли горькие цифры. За четверть века количество аэропортов на российской территории сократилось в шесть с лишним раз — с 1450 до 232, 60 тысяч специалистов наземных служб остались без работы. Самый болезненный удар пришелся по малым региональным аэропортам. Сотни населенных пунктов потеряли воздушную связь с областным центром и соседними регионами.

В докладе Андрея Колесникова, гендиректора компании «КрасАвиаПорт», нового оператора аэропортов Красноярского края, был представлен визуальный ряд, который будто перенес слушателей на век назад. По таежным просторам края разбросано 80 крупных населенных пунктов, вообще не имеющих другого вида транспорта, кроме авиации. И тут идут кадры ужасающей разрухи: полуразвалившиеся, обшарпанные здания аэропортов, деревянные сараи для наземных служб. В таких условиях работают люди, принимая и выпуская рейсы, жизненно важные для населения края. Тунгуска, Енисейск, Туруханск...

По данным «КрасАвиаПорт», техническое состояние региональных аэропортов и аэродромов критическое. Износ основных производственных фондов — 80%, уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями не превышает 60%. Капвложения осуществляются за счет градообразующих предприятий. Собственных средств на это аэропорты не имеют вследствие малых объемов перевозок.

В «Аэропроекте» подсчитали: для поддержания существующей материальной базы гражданской авиации в рабочем состоянии требуется 70-75 млрд рублей. В последнее время государственные инвестиции в эту сферу выросли до 40 млрд. Правда, из них на содержание 81 регионального аэропорта в Сибири и на Дальнем Востоке направлено 3,5 млрд рублей. Остальные деньги осваивают крупные авиаузлы мегаполисов. При дележке бюджетного пирога крупные игроки в очереди всегда первые, остальным достаются крохи.

Где же выход? Участники конференции, организованной Центром стратегических разработок в гражданской авиации, считают, что аэропорты следует переводить с бюджетного финансирования на концессионные соглашения. Правовая основа заложена российским законодательством в области государственно-частного партнерства (ГЧП). Как показывает международная практика, приход частного инвестора позволяет сделать прозрачными денежные потоки, существенно сокращать затраты и сроки строительства.

Опыт на этот счет имеется в соседних странах. К примеру, в Грузии на основе ГЧП успешно реализуется проект реконструкции аэропорта Тбилиси. В Черногории в рамках концессионного соглашения готовится конкурс, результатом которого станет выбор оператора для управления аэропортами Тиват и Подгорица. В Узбекистане реализуется проект ГЧП, субъектами которого стали аэропорт Ташкента и автомагистраль от столицы до Самарканда. У нас подобный пример мог быть в Пулково, но ЕБРР заморозил обещанные вложения из-за экономических санкций. Зато интерес к развитию аэропортов в российских регионах выразил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB).

 

Проблема в том, что российские инвесторы не спешат вкладывать деньги в эту сферу. Были случаи, когда конкурс на управление аэропортом объявлялся и отменялся по причине отсутствия желающих. Риски высоки. Банки хотят государственных гарантий, которые могли бы компенсировать потери при особых обстоятельствах, ставших едва ли не нормой хозяйственной практики.

Тем не менее за минувшее десятилетие объектами инвестирования стали 30 аэропортов с пассажиропотоком свыше 500 тысяч в год. Их, как всегда, разобрали крупные игроки рынка. Сейчас на очереди аэропорты помельче, куда привлечь частный капитал труднее. По мнению Антона Кореня, гендиректора ЦСР ГА, потребуется всесторонний анализ деятельности объекта инвестиций — от оценки конкуренции со стороны других видов транспорта до изучения платежеспособного спроса населения и вариантов «монетизации» инфраструктуры аэропорта. 10 тысяч новых маршрутов — прогноз ЦСР на развитие спроса в ближайшие 10 лет. Основные тренды — цифровизация аэропортового бизнеса, развитие хабовых технологий, увеличение числа лоукостеров.

Примером реализации проекта ГЧП хотят сделать Московский авиационный узел (МАУ). До сих пор на него бюджет тратил средств больше, чем на все остальные аэропорты вместе взятые. Теперь Минтранс обещает исключить государственное финансирование и перераспределить деньги в регионы. В концессию переходят аэропорты Внуково и Домодедово, сроки действия соглашения, соответственно, 49 и 55 лет. На этапе согласования в Росавиации вопрос перехода в концессию аэропорта Шереметьево. Один из основных источников финансирования — установление тарифов на услуги аэропорта по своему усмотрению. 143 млн пассажиров в год — такова пропускная способность аэропортов МАУ. В стоимости каждого авиабилета будет заложено 200-300 рублей за аэропортовое обслуживание. То есть цена билета на полет из столицы неизбежно вырастет. Предполагается, что и это тоже заставит развивать региональные маршруты внутри страны, избегая использования аэропортов Московского авиационного узла.

Это благие планы, а есть решения, которые уже сегодня лежат на поверхности. Те самые региональные аэропорты, которые не в состоянии даже содержать наземные службы, платят ежегодно свыше 500 млн рублей налогов. Спрашивается: что мешает избавить от этого бремени и направить средства на развитие? Вполне возможно, что при таком перераспределении средств не пришлось бы повышать цены на билеты и региональные аэропорты стали бы привлекательнее для инвесторов.

Голос

Виктор Горбачев, гендиректор ассоциации «Аэропорт» ГА

— Рано пока говорить о перераспределении средств из МАУ в регионы. Пока не закончено строительство посадочных полос, их не передадут в концессию. А строятся они на деньги госбюджета. Полосу в Домодедово должны были сдать к ЧМ-2018, но не успели, строительство продолжается. То же — с третьей ВПП в аэропорту Шереметьево. Ее стоимость уже перевалила за 100 млрд рублей, а конца не видно из-за споров с «Газпромом» (там проходит газовая магистраль) и жилой застройки в непосредственной близости. Средства летят как в трубу. А региональным аэропортам по-прежнему достаются крохи. Из 30 аэропортов ФКП «Аэропорты Севера» 25 имеют грунтовые полосы, которые работают всего несколько месяцев году. Вот куда требуются вложения! А им выделяют по 3-4 млрд в год. Это мизерная сумма для тех климатических зон, где они расположены. Себестоимость строительства зависит от многих факторов. Там нет дорог, завозить стройматериалы можно только водным путем, строить приходится в условиях вечной мерзлоты.

Аэродромная сеть сокращается, и это напрямую влияет на состояние безопасности полетов. Куда вы собираетесь садиться в случае чего? На днях было совещание в Минтрансе о ситуации с запасными аэродромами. Они есть только по ходу основных трасс, например, Москва — Хабаровск. Если же говорить о местных воздушных линиях, запасных аэродромов и посадочных площадок для них нет. В тундру будут садиться в аварийной ситуации? Больше некуда.

А в это время

Общественная палата предлагает переименовать полсотни аэропортов в рамках проекта «Великие имена России». Пока в стране именных аэропортов немного: в Саратове, Барнауле и Кемерово их назвали именами космонавтов первого призыва — Юрия Гагарина, Германа Титова и Алексея Леонова. В Ульяновске — в честь историка Николая Карамзина, в Ростове-на-Дону — казачьего атамана Матвея Платова. Славных имен в России хватает, а вот с аэропортами хуже. Были намерения у тобольчан дать местной воздушной гавани имя великого земляка Дмитрия Менделеева, жители Великого Новгорода голосовали за Александра Невского, Бийска — за одного из основоположников отечественной космонавтики Юрия Кондратюка... Увы, в эти города больше не летают самолеты, так что говорить не о чем.

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3155
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3088
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 3055
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

Экономика 00:01 / 29 Февраля 2024 3026
Как рыбку съесть?

Британское блюдо фиш-энд-чипс готовят из трески Баренцева моря, которая слишком дорога для нашего кармана

Александр Киденис
Труд
Может, пора уже для населения устроить настоящий рыбный день? Фото: Алексей Гынгазов/Russian Look, globallookpress.com

«У нас в Мурманске в советское время треску и минтай за еду не считали — кошек и поросят кормили. А сейчас по ценам все это деликатес», — говорят жители рыбной столицы...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Российское общество много лет ждет ответа на запрос относительно исправления ошибок приватизации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По иску Генпрокуратуры арестовано имущество сразу нескольких крупных предприятий, в 1990-х годах отданных в частные руки. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

По иску Генпрокуратуры арестованы акции и имущество Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Что за этим стоит: пересмотр всего комплекса имущественных отношений, сложившихся после 1991 года, или точечное изъятие...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 2796
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Нет ничего проще: разрешить магазинам даром раздавать еду с истекающим сроком годности

Максим Башкеев
Труд
Чтобы фудшеринг заработал, он должен быть интересен бизнесу. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Судя по всему, фудшеринг у нас все-таки станет реальностью. Соответствующий законопроект подготовили депутаты «Единой России». Документ передан на рассмотрение в правительство и уже успел получить одобрение...

Частных домов в России уже строится больше, чем многоквартирных

Алекс Зверев
Труд
Большинству россиян надоели «человейники», которые росли как грибы после дождя. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В начале нулевых я построил дом. Пришлось во многом себе отказывать, залезать в долги, но с годами пришел к убеждению, что это были лучшие мои инвестиции. Сегодня так думают миллионы: частных домов уже строится...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2340
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?