- Андрей Александрович, почему у нас воруют так много автомобилей? В Узбекистане, например, за год - всего несколько десятков, а в Туркмении - вообще ноль...
- Во-первых, в России и автомобилей значительно больше. А уголовные наказания за подобные преступления куда мягче. За угон "без цели хищения" можно получить лишь до 3 лет лишения свободы. Но судьи чаще наказывают несколькими месяцами отсидки. В Узбекистане объяснение "просто взял покататься" не проходит. После того как узбекские законодатели ужесточили ответственность, количество хищений автотранспорта там сократилось в 5 раз!
- Оперативники говорят: довести до суда аналогичные дела еще можно, а вот ожидать справедливого судебного приговора не стоит...
- Было бы неправильно огульно обвинять все суды в мягкотелости. Тем не менее нередко вердикты вызывают изумление. В Челябинске, например, задержана преступная группа из 11 человек, уличенная в хищении 14 "мерседесов", 11 джипов "гранд чероки", 10 "ленд крузеров" и ряда других дорогих иномарок. Как их наказали? Всем вынесены приговоры условно: от 3 до 6 лет...
Еще более странная позиция у нашей Фемиды по отношению к автомобилям, у которых обнаружены поддельные или измененные номера агрегатов. Их регистрация и эксплуатация запрещена. Но только в Смоленской области за два года судьями разрешено зарегистрировать более тысячи таких авто.
- В Соединенных Штатах каждый дорожный полицейский может в любой момент проверить по компьютеру, что за автомобиль перед ним. А у нас?
- Пока что мы располагаем лишь локальными компьютерными базами данных. Например, по столичному региону. Для создания же единой, общероссийской, не хватает средств.
- В МВД есть реальные предложения для кардинального решения проблемы?
- Министерство сейчас создает новую технологию регистрации транспортных средств. Кроме всего прочего, суть ее еще и в том, чтобы лишить недобросовестных сотрудников возможности незаконно регистрировать "левые" автомобили.
- Какую часть из похищенных машин сегодня удается найти?
- Вообще-то так называемых "криминальных" машин находят очень много. Однако идентифицировать большинство из них часто не получается. Подлинных хозяев удается найти в лучшем случае процентов у 15-20. Если автовладелец хочет, чтобы его железного коня узнавали, надо хотя бы маркировать стекла, а то и отдельные детали.
- Как известно, МВД давно уже выходит с предложениями ужесточить наказания за хищения автомобилей. В частности, "облегченную" статью "Угон" милиционеры просят упразднить, а оставить только "Кражи автомобилей", наказания по которой значительно жестче. И что?
- В Госдуму в очередной раз направлен целый пакет документов с предложениями МВД по этому поводу. Мы вновь ждем решения депутатов. Кстати, еще не было ни одного состава депутатов Госдумы, которым не направляли эти предложения. И всякий раз никакой реакции.
СОВЕТЫ АВТОЛЮБИТЕЛЯМ:
*** Если ваш автомобиль злодеи "взяли покататься", знайте: чем меньше времени пройдет между похищением и заявлением в милицию, тем больше шансов найти его по горячим следам. Заявление нужно подать в письменном виде и проконтролировать, чтобы его зарегистрировали. И обязательно поинтересоваться, объявлена ли ваша машина в розыск.
*** Чтобы обезопасить себя от приобретения криминальной машины, прежде всего никогда не берите автомобиль по доверенности. Тем более рукописной! Сильно заниженная стоимость должна вас насторожить. Не покупайте машину со следами затертой дополнительной маркировки и тем более с уничтоженными заводскими номерами агрегатов.
*** Покупатель должен серьезно задуматься, если ему предлагают авто с остатками противоугонных средств или со следами их монтажа, механического воздействия на замок зажигания и дверные замки. Весьма подозрительно, если у продавца нет полного комплекта ключей и брелоков к противоугонным системам или когда места нанесения заводской маркировки кузова сверх меры залиты мовилем.
*** И еще: если маркировка на стеклах и отдельных элементах салона не соответствует году выпуска - разворачивайтесь и уходите.