06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВСЕ НИЖЕ И НИЖЕ, И НИЖЕ...

Юдина Людмила
Опубликовано 01:01 26 Ноября 2004г.
Прибугское подземное хранилище газа (ПХГ) - на самом краешке белорусской территории: меньше километра до польской границы. Перейдешь поле, под которым расположился этот стратегически важный экономический объект, - и ты уже за кордоном.

Как пояснил начальник управления Виктор Сухачев, ПХГ представляет собой как бы искусственный промысел, своеобразное "месторождение", созданное человеком. Специалисты порой сравнивают его с многоэтажным домом, где каждый этаж - пласт породы, насыщенный газом, который поступает сюда из магистральной трубы. А когда потребность в топливе резко возрастает, "склад" делится своими запасами.
- Более пяти лет назад, когда мы начинали строительство, оппоненты удивлялись: зачем вкладывать в него деньги? - рассказывает заместитель генерального директора "Белтрансгаза" Валерий Загородин. - Резон в вопросе был: собственных ресурсов Белоруссия не имеет, мы получаем топливо из России. В те годы, если помните, российская газовая промышленность переживала непростые времена: падение добычи, неплатежи, рост цен на энергоресурсы... И все же мы не отказались от проекта. Теперь его целесообразность никто не оспаривает. Наоборот, рассматривается идея наращивания мощности Прибугского хранилища до 1,3 миллиарда кубометров (резервы есть) и о строительстве еще одного хранилища, третьего по счету в системе "Белтрансгаза".
Связано это с растущим спросом на "голубое топливо" как в Белоруссии, так и в Европе. По белорусской территории российский газ транзитом идет к западным потребителям. Строительство транснационального газопровода "Ямал - Европа" позволило диверсифицировать экспортные маршруты и выйти на перспективные рынки сбыта. Однако и хлопот у производителей прибавилось. Ужесточились требования к нашей продукции: газ проверяется на калорийность, плотность, экологическую чистоту. Особенно требовательна в этом отношении Голландия. А в Польше применяют экономические рычаги воздействия на поставщика: если по каким-то параметрам газ не устраивает польскую сторону, полученные объемы просто не оплачиваются. Поэтому качество топлива тщательно контролируют специалисты .
Сотрудничество в энергетической сфере - одно из главных условий экономической интеграции России и Белоруссии. Белорусская экономика сегодня на подъеме, поэтому "голубого топлива" ей требуется все больше. На 2005 год у Газпрома запрошено 21,5 миллиарда кубометров газа. Пока российский концерн пообещал выделить 20,5 миллиарда. Не согласован еще и размер цены, хотя в Минске полагают, что она будет приемлемой. Стоимость газа и транзита тесно связаны между собой. Белоруссии российское топливо обходится дешевле, чем любому другому потребителю, однако и транзитная ставка здесь значительно ниже, чем, например, в Украине.
- Тариф на прокачку газа у нас вырос до 75 центов,- пояснил В. Загородин. - Это дает дополнительные средства для поддержания газотранспортной системы в нормальном состоянии.
Транзит по системе "Ямал - Европа" еще ниже - 46 центов. Дело в том, что этот газопровод - собственность Газпрома. До недавнего времени белорусская сторона перекачивала газ по магистрали вообще бесплатно. Но потом экономисты подсчитали, что затраты на работу компрессорной станции, подающей газ в трансконтинентальную магистраль, приходится оплачивать белорусским потребителям. Тогда и была установлена оптимальная транзитная ставка.
Энергетическое партнерство не всегда идет гладко. В Белоруссии до сих пор вспоминают февральский демарш Газпрома: сославшись на долги белорусских потребителей, он приостановил поставки топлива. На самом деле долги значения не имели: Белоруссия своевременно производит и текущие платежи, и погашает прежнюю задолженность. Суть конфликта состояла в другом: стороны не пришли к единому мнению по поводу создания совместного предприятия. Сейчас переговоры продолжаются. В конечном итоге СП выгодно обеим сторонам: белорусским потребителям предстоит меньше платить за газ, а Газпром будет транспортировать его практически бесплатно.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Владимир НАЙДУНОВ, первый заместитель министра экономики Республики Беларусь:
- Динамика социально-экономического развития нашего государства, а также повышение конкурентоспособности российско-белорусской продукции напрямую зависят от грамотно сформированного топливно-энергетического баланса. В декабре мы рассчитываем обсудить эти вопросы с руководителями Министерства промышленности и энергетики России. Для обеих сторон важно разработать перспективную программу до 2020 года. Российские производители энергоресурсов должны четко представлять, каковы реальные потребности Белоруссии, а нам важно правильно рассчитать, сколько средств вкладывать в развитие транзитных систем. По нашей территории проходят три нитки магистральных газопроводов плюс система "Ямал - Европа", а также два нефтепровода, по которым российская нефть идет на европейский рынок. Поиск оптимальных решений в энергетической сфере позволит сделать серьезный шаг к построению экономически эффективного и сильного союзного государства.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников