Из железнодорожных касс Симферополя исчезли билеты. Покинуть полуостров можно лишь редкими авиарейсами или на машине через обледеневший Перекоп. Для большинства населения это слишком дорого. Керченский пассажирский паром то и дело останавливается из-за штормов.

Сегодня крымчане практически отрезаны от большой земли. "Труд" уже писал об отмене именных билетов на железной дороге Украины. Теперь проездные документы продают без паспорта и любое количество на одно лицо. Украинская власть утверждает, что такой подход по-западному демократичен. Вокзальные спекулянты-перекупщики торжествовали, надеясь хорошо заработать на новогодние праздники и курортный сезон. Однако до рождественских каникул еще целый месяц, а кассиры разводят руками - якобы, мест в крымских поездах нет уже сейчас.

С рук билет из Крыма тоже не купишь, причем за любые деньги. Куда они девались, южные спекулянты не знают. Главная паническая версия - места в поездах выкупил крымско-татарский меджлис. Чтобы перекрыть дорогу к отступлению, "если завтра начнется война".

В Симферополе один митинг сменяется другим. Бородачи с зелеными повязками на головах уже не требуют землю, ее захватили достаточно. Основные лозунги - восстановить государственность крымских татар и признать их единственным коренным народом. Так начинались события в Косово.

Центр крымской столицы привык к тысячным толпам под флагами с золотой ордынской тамгой. Теперь митинги переместились к вокзалу. На минувших выходных радикальные этнические группировки собирались перекрыть железнодорожные пути, но в результате переговоров с руководством автономии "решили повременить". Пикетчикам на рельсах раздают брошюры, как правильно совершать намаз. Молодые татары убеждены в справедливости своей борьбы: "Почему спецназ сносит только наши постройки и не трогает элитные здания, которые также появились с нарушением закона?"

Весь Южный берег застроен виллами высшей украинской номенклатуры. Их никто не решится тронуть, хотя лишь в одном курортном Судаке суд обязал снести 58 татарских самостоев. На днях тут тоже началась массовая бессрочная акция протеста. После милицейской операции на главной крымской вершине Ай-Петри, где бронетехника развалила десяток мусульманских харчевен, ситуация накалена до предела. Спецназ действовал жестко, но как объяснить результат врачебного осмотра тяжелораненых татар - оказалось, кто-то стрелял в них из винтовок, которые не стоят на вооружении МВД. Большая группа непримиримых боевиков смогла уйти с плато Ай-Петри через заснеженные перевалы. Теперь это настоящий партизанский отряд, который ищут по лесам вокруг Бахчисарая.

Со всего полуострова съезжаются лидеры общин, чтобы "принять эффективные меры по восстановлению прав крымскотатарского народа". Крым считает последние дни до чрезвычайного курултая. Прежде всего, на курултае должны проголосовать за объявленную меджлисом мобилизацию мужского татарского населения и формирование так называемых "отрядов самообороны".

"Власть будет жить относительно спокойно, только если войдет в формат, который устраивает нас, - заявил зампред нелегального этнического парламента-меджлиса Рефат Чубаров. Он считается главным кандидатом на вакантный пост представителя президента Украины в крымской автономии. Впрочем, даже эта авторитетная организация уже не контролирует настроения соплеменников. Молодежь татарских деревень записывается в исламистские бригады "Хиз-бут-Тахрир".

В симферопольских фотоателье вдруг стало тесно от клиентов. Молодые и постарше, мужчины-татары потоком идут фотографироваться на документы. Некоторые так и говорят: "Снимите меня на мобилизационное удостоверение…"

Обычно после мобилизации начинается война. И нет билетов, чтобы уехать из крымской западни.

соб.корр."Труда" Сергей Ильченко, Республика Крым