10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СКОЛЬКО МОЖНО ОТАПЛИВАТЬ НЕБО

Михайлов Владимир
Опубликовано 01:01 26 Декабря 2000г.
Этот эмоциональный вопрос одного из участников состоявшихся на днях в Госдуме парламентских слушаний "О проблемах законодательного регулирования использования нефтяного попутного газа" задал тон практически всему обсуждению.

Мерцающие огни, которые день и ночь горят на многих наших нефтепромыслах, - это факелы из нефтяного попутного газа (НПГ). Они давно воспринимаются как символ бесхозяйственности и расточительности. По данным, которыми поделился накануне слушаний председатель думского Комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко, сейчас только 40 процентов НПГ подвергается переработке с целью получения сырья для нефтехимических предприятий и сжиженного газа для населения. Еще столько же сжигается без переработки в топках электростанций. А 20 процентов (что составляет около 6 миллиардов кубометров) - сгорает в промысловых факелах. И это при том, что нефтехимическая промышленность России испытывает острейшую нехватку сырья. Ее производственные мощности загружены менее чем наполовину. Бюджет Российской Федерации теряет десятки миллиардов рублей, отечественный рынок заполоняют зарубежные производители нефтехимии... На слушаниях прозвучали результаты расчетов, показывающих, что сжигание одного миллиарда кубометров попутного газа эквивалентно потере товарной массы на сумму 270 млн. долларов.
Огромен и экологический ущерб. В течение года отечественная нефтедобыча выбрасывает в атмосферу 400 тысяч тонн окиси углерода, окислов азота, углеводородов, сажи. В Тюмени и Нижневартовске, вокруг которых особенно много горящих газовых факелов, количество легочных заболеваний за последние годы возросло в полтора раза. Заметно увеличилось и число раковых заболеваний, детская смертность.
Все это и побудило членов думского Комитета по энергетике, транспорту и связи В. Медведева, М. Коробова, Н. Рыжкова, В. Язева и других депутатов внести на рассмотрение Думы проект закона "О регулировании использования нефтяного (попутного) газа". Он вызвал бурные дебаты в прессе. Многие нефтяные компании забеспокоились, что их интересы могут быть ущемлены. Кое-кто даже сделал скоропалительный вывод, что таким образом, мол, нефтехимики пытаются решить за счет нефтяников свои проблемы.
С этим, однако, не согласны в Комитете.
- Никто не говорит, что законопроект о попутном газе безупречен, - полагает Владимир Катренко. - Мы видим его слабости, понимаем, что нужно продолжать искать механизмы, обеспечивающие действительно справедливые "правила игры" для всех участников сбора, подготовки, транспортировки и переработки нефтяного газа. Для этого и принято решение провести открытые парламентские слушания.
Замысел депутатов чуть не был торпедирован в самом начале первым заместителем министра энергетики РФ И. Матлошовым, который, перечислив добрый десяток действующих законодательных актов, - "О недрах", "О газоснабжении", "Об охране окружающей природной среды"... - сделал такой вывод: все, что предлагают авторы обсуждаемого законопроекта уже, дескать, прописано и, стало быть, никакого самостоятельного предмета регулирования у него нет. Эта логика, однако, не смогла убедить большинство участников слушаний: предмета регулирования нет, а факелы на скважинах горят?
- В том-то и дело, - считает президент Союза нефтегазопромышленников В. Медведев, - что мы имеем дело с проблемой, лежащей на стыке различных сфер законодательства. И сегодня единственный способ разрешить эту ситуацию - поставить ее на законодательную основу.
Законопроект содержит ряд достаточно жестких положений. Он закрепляет как обязательное условие при выдачи лицензий на нефтедобычу на новых и реконструируемых месторождениях - переработку не менее 95 процентов попутного газа. Сжигаешь больше - лишаешься права на добычу "черного золота". Но с другой стороны, как отметил на слушаниях председатель комиссии Госдумы по устойчивому развитию академик М. Залиханов, в других странах действуют еще более жесткие нормативы. В США, например, разрешается сжигать не более трех процентов НПГ. В Норвегии тот, кто сжигает нефтяной газ, должен платить разорительные экологические налоги. У нас же за нормативное сжигание 1000 кубов газа платится всего 30 копеек, за сверхнормативное - семь с небольшим рублей. Крохи! Понятно, что нефтяникам гораздо проще отделываться такими штрафами, чем тратиться на газопроводы, компрессорные станции, системы очистки и переработки.
Элементарный здравый смысл побуждает усилить ответственность за разбазаривание ценного и невозобновляемого природного сырья. В то же время ни в коем случае нельзя ограничиваться только созданием некоего законодательного пресса для нефтяников. На слушаниях прозвучали, в частности, предложения предусмотреть при работе в 2001 году над второй частью Налогового кодекса введение специального налогового режима, создающего благоприятные условия для тех нефтяных компаний, которые будут развивать переработку НПГ.
Достаточно много говорилось и о необходимости сохранения государственного регулирования цен на попутный газ. Эту тему поднимали, в частности, член правления ОАО "Газпром" В. Фадеев, депутат Н. Рыжков и другие. В то же время многие отмечали необходимость выработки ясной и стимулирующей переработку НПГ методики такого регулирования.
Примечательно, что и представители нефтяных компаний, в частности начальник одного из управлений "Лукойла" В. Астахов, выступая на слушаниях, не стали отвергать в принципе ни саму необходимость законодательного регулирования использования НПГ, ни роль государства в ценообразовании на него. Главное, по их мнению,- чтобы не убивалась на корню заинтересованность нефтяных компаний в переработке НПГ тем, что цены на него устанавливаются заведомо ниже себестоимости.
В итоге участники парламентских слушаний сошлись на том, что, несмотря на прохладное отношение Минэнерго, работу над законопроектом надо продолжить. При доработке его решено "обратить особое внимание на создание гармоничного сочетания интересов государства, нефтегазодобывающих и газоперерабатывающих предприятий".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников