В плане Анатолия Чубайса по реструктуризации энергетики выявляются все новые и новые изъяны. У помощника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова возникло несколько принципиальных возражений по предложенному Анатолием Чубайсом плану реструктуризации РАО "ЕЭС России". По его мнению, этот документ предполагает не создание рыночных отношений в электроэнергетике, а реализацию собственности по бросовым ценам, наличие двойного рынка, когда одни компании будут реализовывать электроэнергию по фиксированным ценам, а другие - по рыночным. Таким образом, российская электроэнергетика, находящаяся сейчас далеко не в самом лучшем состоянии, может на много лет быть отброшена назад.
Но этим претензии к плану Анатолия Чубайса не ограничиваются. Например, заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый видит в нем три главных изъяна принципиального характера. По его мнению, раздробление энергосистемы на генерирующие, транспортные и сбытовые компании, которые предусматривает этот план, приведет к значительному снижению ее надежности, примером чего может служить Приморье. Ничего хорошего не принесет также освобождение РАО "ЕЭС России" от ответственности за генерацию. В этом случае, как полагает Виктор Кудрявый, отвечать за энергоснабжение потребителей придется губернаторам, правительству, президенту, что нельзя признать нормальным.
Особую же важность представляет проблема регулирования цен на электроэнергию. В то время как Анатолий Чубайс считает, что государство не должно заниматься регулированием энерготарифов, министерство энергетики придерживается противоположной точки зрения. В качестве основного аргумента оно приводит опыт других стран. Например, США, Германия, Франция, Япония и Китай опередили Россию в рыночном развитии на десятки лет и знают на практике, а не на схемах, как работают законы рынка. Тем не менее они не отказались от государственного регулирования энерготарифов. Даже в Великобритании, где энергорынок весьма либерализован, две трети затрат на транспорт и распределение регулируются государством. В России же, учитывая ее климатические условия, огромную территорию и специфику рыночного хозяйства, лишение государства функций регулятора энерготарифов может привести к непредсказуемым последствиям.
Впрочем, предложенный Анатолием Чубайсом план реструктуризации имеет не только принципиальные изъяны по существу. Как считают многие эксперты, к нему нельзя серьезно относиться хотя бы потому, что до сих пор нет нормального технико-экономического обоснования реформы энергосистемы. С другой стороны, отсутствует законодательная база для ее проведения. Поэтому, как полагает член совета директоров РАО "ЕЭС России" Борис Федоров, прежде чем говорить о реструктуризации компании, должны появиться абсолютно конкретные документы правительства и законопроекты. Кроме того, необходимо соответствующее решение совета директоров или собрания акционеров РАО.
Говоря иначе, к реформе, чтобы она не обернулась большими неприятностями, нужно основательно подготовиться.