ОБРАТНО В УРЮПИНСК МИНИСТР НЕ УЕДЕТ

Вечер. На стоянке у здания Министерства образования осталась только одна служебная машина - рабочий день Владимира Филиппова в отличие от других не закончен. В приемной министра, кроме нас, еще три человека с докладами. Интересно, а студентом Филиппов был таким же добросовестным?..

- Министр образования в свое время прогуливал лекции?
- Я был студентом-математиком, а математику прогуливать почти невозможно. Ну и потом, я все-таки считался приехавшим из деревни, а у меня в группе были хорошо подготовленные ребята. Сначала мне было тяжело с ними конкурировать. Они относились к занятиям легко первые два-три года, мне же приходилось пахать. Но в итоге в аспирантуру взяли одного меня со всего курса.
- Скажите, а сегодняшние студенты отличаются от студентов вашего поколения?
- Отличаются. Ребята стали больше владеть информацией с помощью новых технологий. Теперь они раскованны в суждениях, у них более широкие, критические взгляды. Они больше работают с компьютерами, но зато читают намного меньше. Резко ухудшилось физическое состояние молодежи...
- А на ваших детях эти перемены отразились?
- Да. Восьмилетняя разница между сыном и дочерью значит очень многое. Дочь только сейчас начала читать. Ей недавно исполнилось 18 лет, и на день рождения я подарил ей шесть книг. Предыдущие два-три года она почти не читала, зато овладела компьютером, лучше меня и брата. А сын, наоборот, много читал, писал стихи и, когда поступил в университет, записал альбом своих песен и продавал его.
- Кстати, говорят, что дочь министра зарабатывает больше, чем ее отец?
- К сожалению, да. Это парадокс, конечно. Ведь она студентка первого курса. Вот сейчас она все еще на работе (на часах 20.45. - Прим. авт.). Она работает на МТV. Колоссальное время после занятий тратит на работу. Но я убежден, что это время надо тратить не на заработок в 300 долларов, а на накопление потенциала, который потом окупится. Скорее всего, скоро не будет возможности зарабатывать большие деньги, не имея образования. А получив достаточный багаж знаний, обязательно получишь хорошую работу. В начале 90-х молодежь шла не в вузы, а в пивные ларьки: это было прибыльнее. Сегодня, слава Богу, опять начался бум на образование. Но после кризиса 1998 года молодежь поняла, что важны именно знания. Нужен не просто какой-нибудь диплом, а диплом хорошего вуза... А к нему еще неплохо бы и диплом переводчика и программиста.
- То есть студент должен сначала окончить вуз и только потом идти работать?
- Первые три года надо накапливать фундаментальные знания. А потом, учась на старших курсах, можно начать трудиться по специальности, чтобы закрепиться за компанией.
- Когда и как студенту работать - это его собственный выбор, но учится он все же согласно закону и нормам. Чем важна доктрина о национальном образовании в РФ?
- Это первый документ, в котором наконец-то прописаны цели и задачи государства в сфере образования. Я считаю, что самый главный раздел - это финансирование, оплата труда в сфере образования, пенсионное обеспечение.
- В доктрине государство утверждает, что высшее образование останется бесплатным, но говорится и о привлечении внебюджетных средств, в частности, семейных. Что нас ждет?
- Ни одной фразы о том, что образование будет платным, в доктрине нет. Но там нигде и не говорится, что высшее образование будет бесплатным. Там есть раздел о доступности образования - всем гражданам обеспечивается бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе.
- А разве у нас сейчас не так?
- Да, никакого изменения в этом отношении нет.
- При чем здесь тогда семейный бюджет?
- Сейчас у нас есть либо платное, либо бесплатное высшее образование. Сегодня очень небольшая доля населения - 5 - 7 процентов - может полностью оплачивать обучение. А основная масса говорит: "Мы готовы платить 30 - 60 процентов, но 100 не потянем". Мы им всем даем от ворот поворот. Этим снижаем доступность образования, не пускаем в государственные вузы дополнительный поток денег. А он намного больше, чем от тех обеспеченных 5-7 процентов.
- Студент может перейти с платного отделения на бесплатное?
- Если освобождаются бесплатные бюджетные места, вуз может принять решение о переводе студента. В Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы, где я был ректором, действует положение: если студент поступил на контрактной платной основе и 4 семестра подряд учился на одни пятерки, то мы можем перевести его на бесплатное отделение.
- В студенческие годы вы жили в общежитии?
- Я жил в общежитии в Москве целых десять лет. С 68-го года и до мая 78-го, когда переехал на квартиру, которую мне помогли купить как аспиранту. В этой же квартире живу до сих пор.
- Что вам дала жизнь в общаге?
- К тому времени, как я стал ректором, я уже пожил почти во всех общежитиях университета и знал каждый корпус. Поэтому мне лапшу на уши уже никто не может навешать. Я знаю: нужно, чтобы недалеко от общежития человеку было где перекусить, чтобы были прачечные. В комнаты часто приходят гости, поэтому нужны помещения для занятий...
- Общежитие воспитало в вас какие-нибудь особые моральные качества? Терпение, например...
- Ну это с первых же минут! Я помню свое боевое интернациональное крещение. Я приехал в Москву, явился с поезда в 11 вечера. Дежурного коменданта уже не было, поэтому постельное белье мне не выдали. Я поднялся в свою комнату, где уже жили два африканских студента. Они сдвинули кровати, постелили мне между собой, и первую ночь (смеется) я провел в постели с двумя африканцами... Вопрос терпимости архиважный. Мои соседи ужасно не поладили между собой. А когда я уехал на ноябрьские праздники, они настолько поругались, что один из них, Абдул из Мадагаскара, выпрыгнул в окно и убежал. Даже когда я вернулся, с нами он жить не захотел.
- Как вы относитесь к студенческим митингам?
- Я ребят понимаю. Как министр образования, я, конечно, виноват перед ними за сегодняшние условия. В августе 1998 года страна рухнула. Пошли разговоры о том, что мы не потянем столько студентов. А через полтора месяца после дефолта мы обсуждали у Валентины Матвиенко вместе с Михаилом Задорновым, как найти деньги на увеличение бесплатных мест в вузах. Если вчерашний школьник не может устроиться на работу, то у него остается только два пути: либо профессиональное образование, либо профессиональная преступность. Поэтому я виноват в том, что студентам выделяется так мало средств. Если бы мы тогда сократили число студентов, то сейчас увеличили бы расходы на каждого студента в отдельности, но в общем студентов было бы в два раза меньше. Страна-то в каком положении!
- Студенты, конечно, понятливые, но любой из них спросил бы министра: когда повысится стипендия?
- Первый раз это случится 1 января, второй - 1 июля. По закону стипендия равна двум минимальным размерам оплаты труда. А МРОТ будет расти и с 1 января, и с 1 июля 2001 года. Но стипендия будет повышаться настолько, насколько страна может себе реально позволить. Этого будет недостаточно, и стипендию опять повысим с 1 января 2002 года. Здесь уже нужно говорить о законодательстве. Правительство планирует реформу, согласно которой останутся два вида стипендии - научная, за отличную успеваемость или за научные достижения, и социальная, когда покажешь семейный доход. Тогда можно будет давать до 70 процентов прожиточного минимума. Я всегда говорю, что детям Березовского не нужна социальная стипендия. Они ее смогут получать только за научные достижения.
- На вашей родине в Урюпинске выпускают майки с надписью "Брошу все и уеду в Урюпинск!". У вас не возникала такая мысль?
- Уезжать не хотелось. Но иногда, правда, думаешь о том, чтобы бросить все и отдохнуть, дать себе паузу, над чем-то хорошо, философски подумать. Текучка заедает.