06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КТО СПАСЕТ "АНГАРКУ"?

Иванченков Вячеслав
Статья «КТО СПАСЕТ "АНГАРКУ"?»
из номера 240 за 26 Декабря 2000г.
Опубликовано 01:01 26 Декабря 2000г.
На берегах Ангары уже несколько лет как-то буднично разыгрывается очередная "промышленная трагедия". Речь идет об Ангарском нефтехимическом комбинате (АНХК). Это предприятие, расположенное на территории Иркутской области, специалисты называют сегодня самым проблемным в российском топливно-энергетическом комплексе.Федеральное правительство уже неоднократно и предельно ясно давало понять, что ответственность за судьбу предприятия оно нести не намерено. Региональные власти также не смогли реанимировать нефтехимическое объединение. Начиная с 1995 года от "Ангарки" последовательно отказываются три хозяина, представляющих крупный частный бизнес. Сегодня инвестиции в предприятие расцениваются участниками рынка как крайне рискованные.В общем, речь идет о жизни или смерти предприятия и накрепко связанного с ним города.

В свое время АНХК построили для обеспечения нужд советской армии. Все многочисленные воинские подразделения и соединения, расположенные на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, "подпитывались" от этого комбината. Часть продукции поставлялась в Монголию - исключительно по политическим мотивам (нужно было поддерживать дружественный просоветский режим).
В лучшие годы в составе АНХК насчитывалось до двух десятков химических и нефтехимических производств. Гигантский комбинат входил в десятку самых крупных нефтеперерабатывающих предприятий мира. Шутка ли сказать, в 1987 году здесь перерабатывали свыше 23 миллионов тонн нефти. Сейчас на таких огромных объемах работают три, от силы четыре российских завода.
Пришли другие времена. Окончание холодной войны, снижение численности армии привело к постепенному снижению загрузки завода. Распад СССР и охвативший страну кризис неплатежей поставил "Ангарку" на грань банкротства. Даже зачаточные рыночные условия показали, что нормальная работа гигантского творения советских времен возможна лишь при получении государственных дотаций и существовании множества льгот.
К тому же подавляющее большинство установок АНХК вводилось в строй в 1960-1974 годах, и к середине 90-х изношенность основного технологического оборудования на предприятии превысила девяносто процентов. Дальнейшее сокращение расходов России на армию свело рынок сбыта комбината практически на нет, а платежеспособные потребители оказались вне пределов досягаемости. Только после прекращения государственных дотаций все вдруг вспомнили, что предприятие-то расположено в регионе, не имеющем собственной нефти. Оказалось, что издержки на переработку нефти в Ангарске - самые высокие по России. Так население огромного города превратилось в заложника монопроизводства, которое становилось все более и более нерентабельным. Такова цена ошибок стратегов из советского Госплана, которые и выбрали место для строительства нефтехимического комбината.
В таком состоянии АНХК в конце 1995 года перешел (в составе нефтяной компании "Сиданко") под контроль "Онэксимбанка". Новый хозяин предпринял было энергичную попытку провести на предприятии реструктуризацию, сократить издержки. Значительная часть нерентабельных производств была остановлена. Однако, к сожалению, долги продолжали расти, кризис производства - углубляться. В результате в 1996 году завод переработал уже 13,6 миллиона тонн нефти, а годом позже и того меньше - 10,3 миллиона тонн.
Августовский кризис 1998 года окончательно подкосил АНХК. К осени долги предприятия превысили пять миллиардов рублей. НК "Сиданко" прекратила поставки нефти, и собственник компании объявил об отказе от управления комбинатом в пользу государства. Однако правительство также сочло содержание "Ангарки" делом бесперспективным и возвращать комбинат в собственность государства даже "за бесплатно" категорически отказалось.
Тем не менее правительство сделало еще одну попытку помочь комбинату. В конце 1998 года Министерство топлива и энергетики приняло решение заставить "Сиданко" в административном порядке возобновить поставки нефти на АНХК. Кроме того, были выделены дополнительные экспортные квоты на нефтепродукты, чуть ли не вдвое сокращены железнодорожные тарифы. И на завод потянулись "давальцы" со своей нефтью. Казалось, что выход найден. Но новых "партнеров", как выяснилось, интересовала лишь сиюминутная выгода, и работать они могли лишь при условии беспрецедентных льгот. Поэтому, когда осенью 1999 года Министерство путей сообщения отменило их, "давальцы" быстро испарились. А предприятие вновь оказалось у разбитого корыта. Долг АНХК вырос к тому времени до семи миллиардов рублей.
Когда в середине прошлого года американская компания "Бритиш Петролеум/Амоко" (БП/Амоко) взяла под контроль "Сиданко", ни о каком спасении АНХК речи уже не шло. Прагматичные американцы приняли решение избавиться от всех нерентабельных активов российской нефтяной компании и прежде всего от комбината. Их совершенно не волновала судьба тысяч рабочих, да и всего города.
Формально их можно понять. По оценкам американских экспертов, добиться минимальной рентабельности "Ангарки" при современном налоговом режиме в России невозможно. В аудите БП/Амоко откровенно говорилось: в нынешнем виде АНХК не имеет перспектив, ситуация ухудшается с каждым днем и проще отказаться от комбината, чем пытаться его спасти. Любопытно, что БП/Амоко не остановило даже то, что АНХК имел около девяти процентов акций компании "Русиа-Петролеум", которая обладает лицензией на разработку крупнейшего в России Ковыктинского нефтегазового месторождения.
В результате новым собственником АНХК стала группа "Росинвестнефть" (РИНКО). Несмотря на огромные усилия, она также за два года не смогла решить проблем Ангарского комбината. Ныне под вопросом оказалось даже главное достижение РИНКО - мировое соглашение с кредиторами. Два крупнейших кредитора ЗАО "Петра" и "Байтур" (на их долю приходится половина конкурсной задолженности) стремятся опротестовать мировое соглашение и возобновить процесс банкротства АНХК.
С февраля нынешнего года РИНКО, оставаясь собственником, передала АНХК в управление НК "ЮКОС". Но похоже, что менеджеры и этой нефтяной компании недооценили трудности, с которыми им пришлось столкнуться.
Так что пока "Ангарка" оправдывает свою мрачную репутацию "могильщика компаний". Похоже, АНХК готов утащить за собой любого собственника. Но все-таки агонию комбината необходимо остановить как можно быстрее. Речь ведь идет не только о прибылях, но и о судьбе целого города. И надо бы поторопиться, иначе решать проблему уже своими методами в очередной раз будет команда Министерства по чрезвычайным ситуациям во главе с С. Шойгу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников