РЕАЛЬНОСТЬ ДИКТУЕТ ПЕРЕМЕНЫ

Как мы уже сообщали, в минувшую пятницу на правительственный час в Думу был приглашен Николай Аксененко. Парламентарии пожелали услышать информацию о предстоящей реорганизации железнодорожного транспорта из уст самого министра. Вопреки ожиданиям журналистов разговор получился односторонним. Депутаты оказались неготовыми к серьезной, деловой дискуссии на эту, весьма важную для государства, тему. Их вопросы министру носили весьма частный характер по поводу каких-то конкретных событий в том или ином регионе. Хотя Николай Емельянович, на наш взгляд, достаточно подробно изложил в своем выступлении ситуации в отрасли и причины, заставившие МПС начать активный процесс реформирования системы.

ВПЕРВЫЕ вопрос о необходимости перемен в транспортной системе прозвучал в 1996 году на съезде железнодорожников России. Уже тогда работники отрасли почувствовали возникающие нестыковки в осуществлении функций жесткой государственной монополии в условиях рыночных отношений. При неконтролируемом росте цен на товары и услуги тарифы на железнодорожные перевозки долгое время оставались замороженными. Только благодаря запасу прочности, созданному в отрасли в предыдущие годы, железная дорога продолжала выполнять функцию главного перевозчика в государстве. К примеру, в 1998 году не на развитие, конечно, а лишь на поддержание стальных магистралей в рабочем состоянии вложено было всего 13,9 млрд. рублей. Путем жестких ограничений расходов МПС удерживало тарифы на свои услуги на достаточно низком уровне. Правда, такая экономия оборачивалась быстрым старением и износом основных фондов. Тем, кто непосредственно отвечал за работу железнодорожного транспорта, было совершенно ясно, что подобная практика не может продолжаться бесконечно. Ибо она неминуемо приведет к кризису, последствия которого для нашей страны трудно даже представить.
И в 1998 году была разработана концепция реструктуризации МПС, в которую вошли практически все предложения, выдвинутые на съезде железнодорожников. Документ детально обсуждался с представителями всех заинтересованных министерства и ведомств. В результате он претерпел значительные изменения.
9 ноября нынешнего года концепция была рассмотрена на заседании правительства РФ. На нем были утверждены цели и задачи реструктуризации отрасли. Главной из которых является сохранение целостности комплекса, обеспечивающего перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Наряду с этим предусматривается разделение функций государственного и хозяйственного управления отраслью.
Достижение этой цели требует новой организационно-правовой формы - создания государственной компании или акционерного общества "Российские железные дороги", все сто процентов акций которой должны принадлежать государству. Гарантией строгого соблюдения этого принципа должно стать изменение нынешнего законодательства, запрещающее эмиссию или продажу на фондовых рынках акций созданного акционерного общества "РЖД". Другими словами, закон должен однозначно запретить любую форму отчуждения этой государственной собственности. Частные лица или фирмы, желающие иметь свою железную дорогу, могут на определенных условиях построить ее хоть вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана. И успешно конкурировать с Транссибирской магистралью.
НАИБОЛЕЕ ценным в предстоящей реструктуризации, на наш взгляд, является то, что на осуществление ее ни одного рубля не будет израсходовано из государственного бюджета. Все необходимые затраты МПС покроет из собственного кошелька. Надо заметить, что "кошелек" этот за последние три года заметно потучнел. Если в 1998 году прибыль составила 8,6 млрд. рублей, то в нынешнем она ожидается в сумме 44,5 млрд. При этом надо учесть, что транспортные расходы для тех, кто пользуется услугами железной дороги, в конечной цене продукции сократились вдвое. Значительно увеличились инвестиции в обновление основных фондов. Нынче на эти цели израсходовано около 80 млрд. рублей. В результате приостановлено старение основных фондов. Хотя износ их пока остается значительным - в среднем 55 процентов.
В основных принципах реформирования МПС записано, что при осуществлении этой программы должны сохраняться устойчивая работа железнодорожного транспорта, дальнейшее повышение безопасности движения, улучшение качества обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, постоянное сокращение затрат на перевозки.
В том, что эти принципы будут строго соблюдаться, сомневаться не приходится, поскольку уже сейчас мы видим конкретное воплощение их в работе железнодорожного транспорта. Сегодня путешествие в поездах дальнего следования становится настолько комфортным, что большинство предпочитает этот вид транспорта. И уже сейчас ощущается дефицит билетов. А сколько времени экономят нам скоростные электропоезда на пригородных маршрутах! Кстати, в МПС разработана и реализуется "Комплексная программа реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава". В ней предусмотрена организация скоростного движения на полигоне в 8014 км. Скорость пассажирских поездов будет возрастать до 160-250 км/час.
Недавно в Москве учрежден "Союз вагоностроителей", в который вошли коллективы вагоностроительных предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских учреждений. Координация этих сил, безусловно, сыграет положительную роль в создании нового отечественного подвижного состава, отвечающего требованиям наступающего века.
В УПОМЯНУТОЙ программе, помимо обновления подвижного состава и перехода на новые технологии его изготовления, предусмотрены мероприятия, обеспечивающие снижение вредных факторов, отрицательно влияющих на здоровье локомотивных бригад. При проектировании новых локомотивов учитываются условия, исключающие развитие профессиональных заболеваний машинистов. Тем самым решается две задачи - сохранение здоровья людей и повышение безопасности движения.
Целью проведения реструктуризации отрасли, по словам министра Николая Аксененко, является создание прозрачной системы работы железнодорожного транспорта, при которой для всех без исключения клиентов будут равные условия. Это создает конкурентную среду внутри отрасли, ликвидирует хозяйственные проблемы на стыке дорог. Интерес будет общий - как можно больше привлечь желающих воспользоваться услугами железной дороги. Все это, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность компании "Российские железные дороги". Что также очень важно для развития и совершенствования отрасли.
Не забыт в концепции и принцип социальной защиты работников. В планах МПС повысить в ближайшие годы среднюю зарплату железнодорожников. При реорганизации и перепрофилировании предприятий намечено создание дополнительных рабочих мест с тем, чтобы ни один человек не остался без работы.
Правда, как сказал Николай Емельянович, сегодня проблема высвобождаемых на транспорте работников ушла на второй план. В некоторых регионах уже даже ощущается дефицит кадров. Для привлечения работников подготовлена программа "Жилье". Подписаны все документы и с будущего года начинается ипотечное кредитование на строительство жилья в отрасли. Примерно 15 процентов построенных квартир будет предоставляться бесплатно малоимущим семьям.
Здесь уместно добавить такую деталь. В нынешнем году подводились итоги выполнения Тарифного соглашения между министерством и ЦК отраслевого профсоюза. При этом было отмечено, что все пункты документа сторонами выполнены в полном объеме.
Накануне у председателя правительства рассматривалось новое Тарифное соглашение на 2001-2003 годы. После согласования всех пунктов документа его подписали Коллегия МПС и ЦК профсоюза железнодорожников.
О ТОМ, что в этом ведомстве не спешили по примеру других отраслей избавляться от структур, приносящих только убытки, говорят многие факты. Здесь полностью сохранена отраслевая система здравоохранения, за которую, как подчеркнул Николай Аксененко, и сегодня не стыдно руководству министерства. Как и прежде, здесь действует система образования - от начального до высшего. Большое внимание уделяется культуре, жилищно-коммунальному хозяйству, материальной поддержке ветеранов. Из общего числа отдыхающих в отраслевых санаториях и пансионатах пятую часть составляют ветераны, путевки которым выдаются бесплатно. В отрасли традиционно сохраняется бережное отношение к работникам, внимание и забота об условиях их труда и отдыха. Железнодорожники всегда считались элитой рабочего класса. Отрадно, что и в наше время руководство отрасли старается по мере возможности сохранить этот статус.
Получив столь исчерпывающую информацию из уст министра, депутаты, казалось бы, должны были бы заинтересоваться тем, как осуществляется реализация столь обширной программы? Какие проблемы возникают уже сейчас на подготовительном этапе? А главное, как нам кажется, высказать свое отношение к намеченным преобразованиям. Определить свою роль законодателей в том, чтобы планы быстрее и с большим эффектом превратились в конкретные дела. Вместо этого Николаю Емельяновичу пришлось объяснять, почему в Осташково, например, стало меньше ходить электропоездов. Или почему решено ремонт локомотивов из Рузаевского депо, которому, кстати, недавно исполнилось 100 лет, перевести в Пензу.
Желающих решить частные вопросы было все же не очень много. Основная масса законодателей согласилась с целями и принципами реформирования отрасли. Не вызывают у нее возражений и методы реализации программы, предложенные руководством МПС и межведомственной комиссией. Да и как может быть иначе, если необходимость осуществления этой реформы продиктована временем и условиями, в которых мы живем.
ДОРОГИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ И ВЕТЕРАНЫ ОТРАСЛИ!
Сердечно поздравляю вас, ваших родных и близких с наступающим Новым годом!
Хочу поблагодарить всех вас за добросовестный труд, который обеспечил стабильную работу железнодорожного транспорта в этом году.
Уходящий год стал последним в пятилетнем промежуточном этапе структурного реформирования отрасли. Концепция реформирования обсуждалась в трудовых коллективах, была принята коллегией Министерства путей сообщения Российской Федерации, в ее разработке принимали участие представители региональных властей и федеральных министерств. В ноябре цели, задачи и методы ее осуществления были одобрены правительством. Теперь нам предстоит серьезная работа по реализации реформы.
По всей сети железных дорог происходят изменения в путевом, локомотивном, вагонном и других хозяйствах, изменяются системы управления перевозками как основы жизнедеятельности транспорта, идет строительство современных систем телекоммуникаций, активно внедряются новейшие технологии. Убежден: после завершения всех преобразований железные дороги России поднимутся на качественно новый уровень.
Выражаю также свою признательность ветеранам отрасли за постоянную поддержку наших начинаний, помощь в решении производственных задач и участие в воспитании молодого поколения железнодорожников.
Желаю вам, уважаемые железнодорожники, крепкого здоровья, оптимизма, благополучия и счастья!
Министр путей сообщения Российской Федерации Н. АКСЕНЕНКО