КОМУ МИЛОВАТЬ?

В понедельник президент России Владимир Путин заявил, что комиссию по помилованию при главе государства намечено ликвидировать.

Напомним читателю, что эта общественная комиссия была создана в 1992 году и возглавлял ее бессменно писатель Анатолий Приставкин. С тех пор по рекомендации "комиссии Приставкина" (так ее называли в народе. - В.Л.) было помиловано более 57 тысяч осужденных за общие уголовные преступления и почти 1200 "смертников", то есть приговоренных к высшей мере наказания.
О том, что "комиссия Приставкина" обречена, говорили давно. И не без оснований: за десять лет работы комиссия продемонстрировала не только свой гуманный потенциал, но и, как отмечалось, явный крен в сторону избыточного, слабо мотивированного милосердия к матерым преступникам. Так, в прошлом году комиссия рекомендовала помиловать две тысячи убийц и столько же лиц, совершивших тяжкие преступления. А вот людей, получивших большие сроки за мелкие правонарушения, в списках на помилование почти не было.
Как же дальше, после ликвидации "комиссии Приставкина", будет работать в России механизм помилования? Известно, что по действующей Конституции помилование - исключительное право президента, последнее слово по судьбе любого преступника - за ним. Что же касается вопросов, связанных со сбором соответствующей информации, оформлением необходимых для помилования документов, то, согласно проекту указа президента, центр этой работы будет смещен из Москвы в регионы. То есть полномочия "комиссии Приставкина" будут переданы в аналогичные общественные региональные комиссии при руководителях субъектов РФ. Теперь, значит, прошения о помиловании пойдут не напрямую в Москву, а через региональные комиссии. Эти комиссии будут дотошно рассматривать каждое прошение и детально обосновывать свою рекомендацию президенту о помиловании. Более того, списки лиц, рекомендованных к помилованию, будут печататься в местных СМИ - с указанием вида, характера преступления каждого из этого списка.
Предлагая такой механизм помилования, президент тем самым делает его прозрачным, подконтрольным общественному мнению. Замысел сам по себе хорош, так как вписывается в общую концепцию гуманизации нашей карательной политики. Как он будет реализован на практике - вопрос. Кто будет формировать региональные общественные комиссии по помилованию? Чем они будут руководствоваться? Как не допустить проникновения в них местных криминальных сил? Я позвонил в администрации нескольких областей, и ни на один из этих вопросов ничего вразумительного не услышал от местных чиновников...
Ответственный работник ГУИН Минюста тоже оказался не готовым прокомментировать это решение: "Мы не участвовали в подготовке проекта этого указа".
Так что политическое решение об изменении механизма помилования принято, дело за его организационной и юридической проработкой.